вторник, 17 ноября 2020 г.

Рекомендации по адаптации пятиклассников

 

Трудности адаптации пятиклассников в школе

 

Переход ученика из начальной школы в среднюю школу совпадает со своеобразным концом детства – стабильным периодом развития в жизни ребёнка. В пятом классе ребёнка ждет новая система обучения: классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины в разных кабинетах.

Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой период дети нередко меняются – тревожатся без явных на то причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Как результат – у ребят снижается работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда у детей ухудшаются сон и аппетит.

Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от его интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях.

 



Возрастные особенности младшего подростка

 

·        потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье;

·        повышенная утомляемость;

·        стремление обзавестись верным другом;

·        стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе;

·        повышенный интерес к вопросу о «соотношении сил» в классе;

·        стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского;

·        отсутствие авторитета возраста;

·        отвращение к необоснованным запретам;

·        восприимчивость к промахам учителей;

·        переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем;

·        отсутствие адаптации к неудачам;

·        отсутствие адаптации к положению «худшего»;

·        ярко выраженная эмоциональность;

·        требовательность к соответствию слова делу;

·        повышенный интерес к спорту.

 

Признаки успешной адаптации

 

·        удовлетворенность ребёнка процессом обучения;

·        ребёнок легко справляется с программой;

·        степень самостоятельности ребёнка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;

·        удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.

 

 

Признаки возникшей дезадаптации школьника

 

·        Нежелание делиться впечатлениями о проведённом дне.

·        Стремление при разговоре отвлечь родителей от школьных событий, переключить внимание на другие темы.

·        Усталый, утомлённый вид ребёнка.

·        Нежелание выполнять домашние задания.

·        Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.

·        Жалобы на те или иные события, связанные со школой.

·        Беспокойный ночной сон.

·        Трудности утреннего пробуждения, вялость.

·        Постоянные жалобы на плохое самочувствие.

 

Чем можно помочь?

 

Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребёнка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.

Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребёнка. У пятиклассника непременно должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность.

Несмотря на кажущуюся взрослость, пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей, поскольку не всегда может сам сориентироваться в новых требованиях школьной жизни.

Для пятиклассника учитель – уже не такой непререкаемый авторитет, как раньше, в адрес учителей могут звучать критические замечания. Важно обсудить с ребёнком причины его недовольства, поддерживая при этом авторитет учителя.

Пятикласснику уже не так интересна учёба сама по себе, многим в школе интересно бывать потому, что там много друзей. Важно, чтобы у ребёнка была возможность обсудить свои школьные дела, учёбу и отношения с друзьями в семье, с родителями.

Помогите ребёнку выучить имена новых учителей.

Если вас, что-то беспокоит в поведении ребёнка, постарайтесь, как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем или психологом.

Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание. Постарайтесь создать благоприятный климат в семье для ребёнка.

 

Рекомендации родителям пятиклассников

 

Воодушевите ребёнка на рассказ о своих школьных делах.

Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа: «Как прошёл твой день в школе?». Каждую неделю выбирайте время, свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте с ребёнком о школе. Запоминайте отдельные имена, события и детали, о которых ребёнок вам сообщает, используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы о школе.

Регулярно беседуйте с учителями вашего ребёнка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.

Без колебаний побеседуйте с учителем, если вы чувствуете, что не знаете о школьной жизни вашего ребёнка или его проблемах, связанных со школой, или о взаимосвязи его школьных и домашних проблем. Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с учителем вашего ребёнка не реже, чем раз в два месяца.

Не связывайте оценки за успеваемость ребёнка со своей системой наказаний и поощрений.

Ваш ребёнок должен оценивать свою хорошую успеваемость как награду, а неуспеваемость – как наказание. Если у ребёнка учёба идёт хорошо, проявляйте чаще свою радость. Выражайте озабоченность, если у ребёнка не все хорошо в школе. Постарайтесь насколько возможно, не устанавливать наказаний и поощрений они могут привести к эмоциональным проблемам.

Помогайте ребёнку выполнять домашние задания, но не делайте их сами.

Продемонстрируйте интерес к этим заданиям. Если ребёнок обращается к вам с вопросами, связанными с домашними заданиями, помогите ему найти ответы самостоятельно, а не подсказывайте их.

Помогите ребёнку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе.

Выясните, что вообще интересует вашего ребёнка, а затем установите связь между его интересами и предметами, изучаемыми в школе. Например, любовь ребёнка к фильмам можно превратить в стремление читать книги, подарив книгу, по которой поставлен фильм. Ищите любые возможности, чтобы ребёнок мог применить свои знания, полученные в школе, в домашней деятельности. Например, поручите ему рассчитать необходимое количество продуктов для приготовления пищи или необходимое количество краски, чтобы покрасить определенную поверхность.

Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддержать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в жизни ребёнка происходят изменения.

Старайтесь избежать больших изменений или нарушений в домашней атмосфере. Спокойствие домашней жизни поможет ребёнку более эффективно решать проблемы в школе.

В этот период родители должны быть особенно внимательны к своим детям.

 

Адаптация

 

Первое условие школьного успеха пятиклассника – безусловное принятие ребёнка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться. Родители должны обязательно проявлять интерес к школе, классу, в котором учится ребёнок, к каждому прожитому им школьному дню. Обязательно знакомьтесь с одноклассниками вашего ребёнка и общайтесь с ними после школы. Недопустимы физические меры воздействия, запугивание, критика в адрес ребёнка, особенно в присутствии других людей. Учитывайте темперамент ребёнка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если взрослые и сверстники относятся к ним насмешливо и даже жестоко, проявляют насилие. Предоставляйте ребёнку самостоятельность в учебной работе и организуйте обоснованный контроль за его учебной деятельностью. Развивайте самоконтроль, самооценку и самодостаточность ребёнка.

 

СЛОВА, КОТОРЫЕ ПОДДЕРЖИВАЮТ И КОТОРЫЕ РАЗРУШАЮТ   ЕГО ВЕРУ В СЕБЯ

 

Слова поддержки

·        Зная тебя, я уверен, что вы все сделали, хорошо.

·        Ты делаешь это очень хорошо.

·        У тебя есть некоторые соображения по этому поводу?

·        Готов ли ты начать?

·        Это серьезный вызов. Но я уверен. Что ты готов к нему.

 

Слова разочарования:

 

·        Зная тебя и твои способности. Я думаю. Ты смог бы сделать это гораздо лучше.

·        Эта идея никогда не сможет быть реализована.

·        Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю.

 

Поддерживать можно посредством:

 

·        отдельных слов (красиво, прекрасно, здорово).

·        высказываний («Я горжусь тобой», «Спасибо», «Все идет хорошо» и т.д.).

·        прикосновений (дотронуться до руки, обнять его и т.д.).

·        совместных действий (сидеть, стоять рядом и т.д.).

·        выражение лица (улыбка, кивок, смех)

1 комментарий:

  1. Casino | JTHub
    Explore our 동해 출장마사지 casino 구미 출장안마 slot machines, video poker machines, specialty games, & more at JTG's luxurious 경상북도 출장안마 Hotel & 서귀포 출장안마 Casino near 군산 출장샵 you! Sign up for a free trial today.

    ОтветитьУдалить