вторник, 17 ноября 2020 г.

Родителям о школьной тревожности

 

«Не бойся, что не знаешь – бойся, что не учишься».

                      Китайский афоризм


Тревожность-это…

Индивидуальная психологическая особенность,  зарактеризующаяся повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не располагают .

Тревожность развивается вследствие наличия у ребенка внутреннего конфликта, который может быть вызван:

·        противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями  либо школой;

·        неадекватными требованиями (чаще завышенными);

·        негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение.

Тревожность во многом зависит от уровня тревожности окружающих взрослых. Высокая тревожность педагога или родителя передается ребенку. В семьях с доброжелательными отношениями дети менее тревожны, чем в тех, где часто возникают конфликты. Авторитарный стиль отношений родительского воспитания в семье тоже не способствует внутреннему спокойствию ребенка.

 



Признаки тревожности

 

Тревожный ребенок

   ·                   Не может работать не уставая

·        Ему трудно сосредоточиться на чем-то.

·        Любое задание вызывает излишнее беспокойство.

·        Как правило краснеет в незнакомой обстановке.

·        Жалуется, что ему снятся страшные сны.

·        Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.

·        Смущается чаще других.

·        Часто говорит о напряженных ситуациях.

·        Руки у него обычно холодные и влажные.

·        Пуглив, многое вызывает у него страх.

·        Обычно беспокоен, легко расстраивается.

·        Часто не может сдержать слезы.

·        Нередко бывает расстройство стула.

·        Сильно потеет, когда волнуется.

·        Не обладает хорошим аппетитом.

·        Плохо переносит ожидание.

·        Не любит браться за новое дело.

·        Спит беспокойно, засыпает с трудом.

·        Не уверен в себе, в своих силах.

·        Боится сталкиваться с трудностями.


Профилактика школьной тревожности

 

1)    Отсутствие  сравнений  ребенка  с  другими учащимися, акцент делается на сравнении с самим собою:  каким  ребенок  был  раньше  и  каков  он  сейчас;

2)    Стимуляция  оптимистического  взгляда  на возможности  ученика  (повышение  самооценки способствует  снижению  тревожности  и  более эффективной  деятельности,  поддержка  и  одобрение не могут быть чрезмерными, если они заслужены).  Если  говорится  о  недостатках  и  ошибках    это  делается  в  мягкой  манере, сопровождая  упоминанием  о  достоинствах  ребенка,  либо  выражая  уверенность  в преодолимости препятствий (вера в ребенка, в его силы);

3)    Отсутствие  спешки  (поскольку  работа  в условиях  дефицита  времени  повышает  уровень тревожности детей);

4)    Целесообразны  репетиции,  проигрывание» тревожащих мероприятий (экзаменов, концертов): воспроизведение  лишает  их  пугающей неопределенности, делает более привычными.

5)    Даже если требуется наказать ребенка, четкая аргументация  свою  позиции  («Ты  получил  «3» потому,  что  очень  мало  занимаешься»;  «Ты  способный,  можешь  гораздо  лучше  выучить пьесу») Отказ от вербальной (словесной) агрессии, унижений,  высмеиваний  ребенка:  ведь  недопустимо заставлять его  испытывать чувство  беспомощности, неполноценности.

6)    Очень  важно  создание  положительного примера для ребенка: если вы демонстрируете ему  позитивное  (принимающее)  или  негативное  (недовольство, презрение) отношение к школе и ее  представителям, учебе как таковой, деятельности ребенка как ученика, он невольно перенимает и усваивает это отношение как собственное.

7)    Важно напоминание ребенку о его  прошлых  достижениях,  простые  слова  поддержки:  «Ты  хорошо готов. Все пройдет удачно. Ты должен  быть спокоен, все хорошо!»

8)    Желательно  знание  элементарных  приемов релаксации,  снятия  мышечного  напряжения,  простейших дыхательных упражнений.


Как помочь ребенку преодолеть школьную тревожность

    ·                   Обсудите с ребенком те правила и нормы, которые приняты в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

·                   Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда он учится - у него может что-то не сразу получаться.

·                   Поддерживайте в ребенке желание добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите то, за что его можно похвалить.

·                   Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обратиться за консультацией к учителю или школьному психологу.

·                   У ребенка должно оставаться свободное время.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий