«Не
бойся, что не знаешь – бойся, что не учишься».
Китайский афоризм
Тревожность-это…
Индивидуальная психологическая
особенность, зарактеризующаяся
повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных
ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не располагают .
Тревожность
развивается вследствие наличия у ребенка внутреннего конфликта, который может
быть вызван:
·
противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями либо школой;
·
неадекватными требованиями (чаще завышенными);
·
негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят
его в зависимое положение.
Тревожность во
многом зависит от уровня тревожности окружающих взрослых. Высокая тревожность
педагога или родителя передается ребенку. В семьях с доброжелательными
отношениями дети менее тревожны, чем в тех, где часто возникают конфликты.
Авторитарный стиль отношений родительского воспитания в семье тоже не
способствует внутреннему спокойствию ребенка.
Признаки тревожности
Тревожный ребенок
· Не может работать не уставая
·
Ему трудно
сосредоточиться на чем-то.
·
Любое задание
вызывает излишнее беспокойство.
·
Как правило
краснеет в незнакомой обстановке.
·
Жалуется, что ему
снятся страшные сны.
·
Во время
выполнения заданий очень напряжен, скован.
·
Смущается
чаще других.
·
Часто говорит о
напряженных ситуациях.
·
Руки у него
обычно холодные и влажные.
·
Пуглив, многое
вызывает у него страх.
·
Обычно
беспокоен, легко расстраивается.
·
Часто не может
сдержать слезы.
·
Нередко
бывает расстройство стула.
·
Сильно
потеет, когда волнуется.
·
Не
обладает хорошим аппетитом.
·
Плохо
переносит ожидание.
·
Не любит браться
за новое дело.
·
Спит беспокойно,
засыпает с трудом.
·
Не уверен в себе,
в своих силах.
·
Боится
сталкиваться с трудностями.
Профилактика школьной тревожности
1) Отсутствие сравнений
ребенка с другими учащимися, акцент делается на
сравнении с самим собою: каким ребенок
был раньше и
каков он сейчас;
2) Стимуляция оптимистического взгляда
на возможности ученика (повышение
самооценки способствует
снижению тревожности и более
эффективной деятельности, поддержка
и одобрение не могут быть
чрезмерными, если они заслужены).
Если говорится о
недостатках и ошибках
– это делается
в мягкой манере, сопровождая упоминанием
о достоинствах ребенка,
либо выражая уверенность
в преодолимости препятствий (вера в ребенка, в его силы);
3) Отсутствие спешки
(поскольку работа в условиях
дефицита времени повышает
уровень тревожности детей);
4) Целесообразны репетиции,
проигрывание» тревожащих мероприятий (экзаменов, концертов):
воспроизведение лишает их
пугающей неопределенности, делает более привычными.
5) Даже если требуется наказать ребенка,
четкая аргументация свою позиции
(«Ты получил «3» потому,
что очень мало
занимаешься»; «Ты способный,
можешь гораздо лучше
выучить пьесу») Отказ от вербальной (словесной) агрессии, унижений, высмеиваний
ребенка: ведь недопустимо заставлять его испытывать чувство беспомощности, неполноценности.
6) Очень
важно создание положительного примера для ребенка: если вы
демонстрируете ему позитивное (принимающее)
или негативное (недовольство, презрение) отношение к школе и
ее представителям, учебе как таковой,
деятельности ребенка как ученика, он невольно перенимает и усваивает это
отношение как собственное.
7) Важно напоминание ребенку о его прошлых
достижениях, простые слова
поддержки: «Ты хорошо готов. Все пройдет удачно. Ты
должен быть спокоен, все хорошо!»
8) Желательно знание
элементарных приемов
релаксации, снятия мышечного
напряжения, простейших
дыхательных упражнений.
Как помочь ребенку преодолеть школьную тревожность
· Обсудите с ребенком те правила и нормы, которые приняты в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
·
Ваш ребенок
пришел в школу, чтобы учиться. Когда он учится - у него может что-то не сразу
получаться.
·
Поддерживайте в
ребенке желание добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите то, за что
его можно похвалить.
·
Если вас что-то
беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обратиться за
консультацией к учителю или школьному психологу.
·
У ребенка должно
оставаться свободное время.
Комментариев нет:
Отправить комментарий