Особое место во взрослении ребенка занимает
подростковый кризис – пик переходного периода от детства к взрослости. Мир
воспринимается подростками как некое соотношение белого и черного, хорошего и плохого,
причем как в окружающих, так и в себе.
Подростковый возраст характеризуется интенсивным
формированием мировоззрения, системы самооценки и оценки окружающей
действительности, ценностно-смысловой сферы личности. В этот период происходит
глобальная перестройка организма ребенка на физиологическом уровне,
отражающаяся на его психологическом состоянии и обуславливающая эмоциональную
неустойчивость и резкие колебания настроения: от эйфории до депрессии.
В подростковом возрасте совершенствуется самостоятельность
несовершеннолетнего во всех жизненных областях. Основная реакция для подростка
– реакция эмансипации, толкающая его к дистанцированию от взрослых, прежде
всего от родителей, а изменение ведущего вида деятельности с учебной на
эмоционально-личностное общение со сверстниками приводит к возрастанию
значимости мнения друзей при принятии решений, желанию быть принятым в группе.
Именно подростки в первую очередь склонны присоединяться к определенным
субкультурам, придумывать собственную субкультуру для того, чтобы проявить свою
«инакость», непохожесть на окружающих.
Подростки начинают противопоставлять себя, свой мир
взрослым, искать собственные ценности и смыслы в настоящем и будущем.
В подростковом возрасте формируется «чувство
взрослости», желание признания себя равным во взрослой среде.
Однако в силу того, что жизненный опыт недостаточен,
интеллектуальные способности еще несовершенны и находятся в стадии развития,
подростковый возраст характеризуется большим количеством противоречий:
1) противоречие между желанием освободиться от опеки со
стороны родителей или других взрослых и невозможностью жить самостоятельно
вследствие трудностей социальной, психологической, финансовой адаптации к
реалиям самостоятельной жизни;
2) противоречие
между желанием делать самостоятельный выбор во всех сферах жизни и отсутствием
желания нести за этот выбор персональную ответственность;
3) противоречие
между отказом подчиняться мнению старших и конформизмом в среде сверстников;
4) противоречие
между установкой на личное благополучие и непониманием ценности собственной
жизни, приводящее к формированию рискованного поведения;
5) противоречие
между все возрастающими интеллектуальными и физическими силами и, как
следствие, возрастающими потребностями в интеллектуальной и материальной
сферах, и отсутствием финансовой самостоятельности и возможности удовлетворить
эти потребности.
Подростковый возраст характеризуется
бурными эмоциональными реакциями на различные жизненные ситуации (как
положительные, так и отрицательные), причем эмоциональная реакция по силе может
не соответствовать стимулу и быть гораздо более выраженной, чем этого требуют
обстоятельства. Наибольший всплеск негативных эмоциональных реакций возникает
при попытке окружающих ущемить самолюбие подростка. Как правило, пик такой
эмоциональной неустойчивости приходится, в зависимости от половой
принадлежности, на разный возраст: у мальчиков раньше, чем у девочек: для
мальчиков проблема с неадекватным эмоциональным реагированием приходится на
возраст 11-13 лет, а у девочек – на возраст 13-15 лет.
Итогом может стать формирование чувства
незащищенности, одиночества. Подросток начинает активно искать тех, кто сможет
помочь ему заполнить возникшую пустоту, продемонстрирует внимание, сочувствие.
К сожалению, именно в такое время на пути у подростков могут возникать лица,
способные повлиять на формирование еще большего разрыва с общественными
нормами.
Трудности социального взаимодействия
приводят подростка к формированию дезадаптивного поведения и, как следствие, к
нарушению социализации. Крайне важно, чтобы родители (законные представители)
стремились помочь подросткам справиться с его внутренними конфликтами, были
готовы безоценочно принимать ребенка, относиться к нему терпеливо и
доверительно, проявляя гибкость в реагировании на меняющееся поведение.
Комментариев нет:
Отправить комментарий