среда, 14 апреля 2021 г.

СОЦИАЛЬНОЕ ОКРУЖЕНИЕ

 

Роль социального окружения в формировании

девиантного поведения у подростков.

 

Общая характеристика поведения в подростковом возрасте:

·        эмоциональная неустойчивость;

·        резкие перепады настроения;

·        негативизм;

·        повышенное самолюбие;

·        развязность в поведении, сочетающаяся порой с застенчивостью;

·        повышенная самоуверенность и безаппеляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в своих силах;

·        романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью;

·        нежность и ласковость бывают на фоне недетской жестокости.

 

Референтной группой современного подростка является группы в социальных сетях, виртуальные друзья, герои компьютерных игр.

Численность подписчиков деструктивных групп в социальных сетях растет в геометрической прогрессии. В настоящее время только в русскоязычной части интернета их количество насчитывает более миллиона подростков.

Данные течения разрушают еще не сформировавшуюся личность подростка, провоцируют и подстрекают антисоциальные проявления, а подмена живого человеческого общения виртуальным, приводит к психическим нарушениям.

Социальная среда – это все, что окружает человека в его социальной жизни, это конкретное проявление, своеобразие общественных отношений на определенном этапе их развития.

Установки – ситуативно сформированная общая программа (направление) поведения.

Ценности – любой «объект» (в том числе и идеальный), имеющий жизненно важное значение для субъекта (индивида, группы, слоя, этноса). В широком понимании в качестве ценности могут выступать не только абстрактные привлекательные смыслы или ситуативные ценности, но и стабильно важные для индивида конкретные материальные блага. 

Семья – основной фактор формирования личности

Здоровая семья – это та семья, которая способна создавать относительно равные условия для полноценной жизни всех членов семьи, учитывая индивидуальные особенности каждого, совместно переживая радости, горести и потери, поддерживая друг друга любовью и теплой заботой.

Дисфункциональная семья – эта семья порождает неадаптивное, деструктивное поведение одного или нескольких её членов, в которой существуют условия, препятствующие их личностному росту. 

Виды дисфункциональной семьи:

·        неполная семья;

·        конфликтная семья;

·        асоциальная семья;

·        формальная семья;

·        в которой имеются душевнобольные родители и где не создаются условия для полноценного развития личности подростка.

Факторы,  влияющие  на формирование девиантного поведения:

·        гиперпротекция (гиперопека);

·        эмоциональное отвержение;

·        неустойчивый, противоречивый характер воспитания;

·        (переход от либерального к авторитарному стилю, от внимания к отвержению.

 

Воспитательная система школы — это комплекс целей, единство людей, ведущих деятельность по их достижению, отношения между участниками, окружающая среда, включенная в педагогическую работу и управленческая деятельность по обеспечению жизнедеятельности системы.

Необходимо следить за самочувствием детей и подростков, за их отношением к происходящим вокруг событиям, за тем, как они участвуют в различных мероприятиях, и какие эмоции играют для них главенствующую роль.

Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних

Этапы профилактики:

·        оздоровить среду и оказать помощь несовершеннолетним до того, как отрицательное воздействие повлияет на поведение подростка (ранняя профилактика);

·        не допустить переход на преступный путь и обеспечить исправление лиц со значительной степенью дезадаптации (непосредственная профилактика);

·        не допустить переход на преступный путь и создать условия для исправления лиц, систематически совершающих правонарушения (профилактика предпреступного поведения).

Способы профилактики:

·        обеспечение эффективного участия семьи;

·        помощь в создании жизненной перспективы для подростков с физическими и психическими аномалиями;

·        совершенствование деятельности образовательных учреждений;

·        трудоустройство подростков, не продолжающих обучение, их трудовая адаптация.

·        Организация досуга несовершеннолетних с выделением специальных задач в отношении подростков из неблагополучных семей, групп риска;

·        Развитие службы социальной защиты и помощи семье и несовершеннолетним;

·        Участие добровольных фондов, общественных организаций, общественных объединений и движений

·        Ранняя профилактика осуществляется и с помощью некоторых запретительных и ограничительных мер

 

Необходимо системное решение проблемы девиантного поведения подростков на всех уровнях, нам представляется необходимым создание условий для развитие критического мышления подростков и их родителей, поддержание и увеличение роли семьи, оказание помощи школьным психологам и педагогам;


 

Комментариев нет:

Отправить комментарий