суббота, 19 января 2019 г.

Дистанционное собрание родителей

Почему в школах процветает буллинг? Ученые называют как минимум пять причин.


Профессор Казанского федерального университета, доктор психологических наук Лилия Фахрутдинова более 10 лет исследует проблему школьного буллинга вместе со своими студентами, которые проходили педагогическую практику в школах Татарстана.
Результаты исследования оказались ошеломляющими: классов с высоким уровнем психологического климата и сплоченности почти не встречалось, а ведь именно эти показатели – важнейшие в оценке работы педагогического коллектива, поскольку они являются основанием для настроя школьников на учебу, развитие.

«Сколько классов ни исследовали, ни разу не встретили показатель с высоким уровнем благоприятности, а это значит, что множество детей находятся на грани экстремального выживания, тогда как они должны чувствовать себя в школе в безопасности, комфорте, быть настроенными на учебу», – говорит Лилия Фахрутдинова.
Профессор называет несколько причин, провоцирующих травлю среди учащихся.

1. В школах складывается криминальная обстановка

Ни в одной школе не оказалось системной воспитательной работы. Скорее, есть имитация бурной деятельности.
Результат – процветающие в школе насилие, разобщенность, конфликты. Обстановка в школе криминализирована, часто она напоминает психологический климат колонии для несовершеннолетних, где власть у наиболее агрессивного лидера, выстроившего систему «шестерок», где унижение достоинства и причинение физического и нравственного вреда – норма. Почти во всех школах есть признаки педагогической запущенности, а ученики часто разделены на враждебные группировки.
Объектом травли становятся, как правило, спокойные и воспитанные ребята; с физической спецификой (плохое зрение, слух, хромота, родинка на видном месте, общая болезненность, лишний вес); новички; а бывает, поводом становится то, что учитель просто что-то нелестное сказал об этом ребенке.
Возглавляют травлю лидеры по типу криминальных, имеющих явные нарушения и проблемы в контроле своего поведения в соответствии с нормами закона, нравственности, морали, а часто – социальные психопаты. На их ценности начинают ориентироваться остальные. Фактически дети, которые были нормальными, переформатируются, у них начинается своего рода криминальная социализация. Сейчас в школах крайне жестокая среда, ребенок не знает, что с этим делать.

2. Родители часто не обращают внимания на изменения в поведении ребенка

Если школьник начал прогуливать уроки – это первый признак того, что над ним издеваются. Также у него может быть повреждена и смята одежда, появляются синяки, царапины, раны, он может жаловаться на головные боли, плохое самочувствие, что может быть как следствием избиения, так и психосоматической защитой от посещения ненавистной школы. Также следует обратить внимание на эмоциональное состояние ребенка: характерные признаки – почти постоянно плохое настроение, слезы на глазах по малейшему поводу... или, наоборот, подросток стал агрессивным, раздражительным, часто повышает голос. Есть изменения и в поведении: он часто меняет маршрут в школу и из нее, что-то скрывает, сплошные нелогичные поступки, часто просит деньги (их требуют организовавшие травлю), раньше приходит из школы или, наоборот, где-то задерживается.
Все это признаки травли, которым родители не всегда придают значение, и ребенок остается наедине со своим горем.

3. Учитель все замечает, но делает вид, что ничего не происходит

Лилия Фахрутдинова объясняет, почему так происходит.
По ее словам, в школах часто наблюдается сращивание агрессивных детских элементов с педагогическим коллективом. Их фактически покрывают. Конкретный случай: в одном из классов Казани по утрам такие «лидеры» выстраивали мальчиков и били их. Когда назначалась уборка класса или давались иные поручения, они приказывали: «Шестерки, работайте!». Через таких криминальных лидеров учителю проще контролировать остальных. Напоминает смотрящего в тюрьме, сотрудничающего с администрацией.
«Учителя, которые пытаются противостоять этой “зоновской” системе, есть, но их очень мало, да и в школе они в итоге не задерживаются», – констатирует профессор.
Факты травли стараются замять, чтобы «не выносить сор из избы» и не повредить репутации школы, стремящейся занять топовые места в отраслевых рейтингах.
«Необходимо снять негласный запрет на работу по воспитанию детей в школах, чтобы учителя могли работать с такими проблемами, не оглядываясь на репутацию школы, а заботясь лишь о благополучии детей», – убеждена Лилия Фахрутдинова.

4. Школьные психологи зачастую ведут себя некомпетентно

Они часто внушают ребенку: он сам виноват в том, что его обижают, то есть этот «психолог» тоже участвует в буллинге.
Падение уровня квалификации психологов Лилия Фахрутдинова связывает с тем, что на эти специальности в вузы приходят все более слабые абитуриенты.
Кроме того, в школах не хватает психологов. Как правило, это один специалист на всех учащихся. По ее мнению, с детьми должна работать целая группа квалифицированных психологов – минимум 13 человек.
Трое работают с младшими классами, трое – со средними, трое – со старшими. Один – специалист по семейной психологии, один – по клинической (много детей с психическими расстройствами и отклоняющимся развитием), один – для работы с педагогическим коллективом. При этом для объективности психологи должны подчиняться не директору школы, а некой сторонней организации.

5. Издевательства в школах – это системная характеристика современного общества

Никто не отрицает, что в советской школе тоже бывали случаи травли. Яркое свидетельство этого – фильм «Чучело».
Но, как отмечают исследователи современного буллинга, раньше хулиганство не оставлялось без внимания, с проблемой издевательств работал весь педагогический коллектив – в первую очередь через воспитание учеников. Формировали нравственность, учили уважать, помогать друг другу, заступаться за слабых, почитать старших. Поддерживали доброту, честность, смелость, дружбу.
«В позднем Советском Союзе, когда уже становились все более заметными признаки распада государства, все еще оставалась эта система образования, представления о том, что такое хорошо и что такое плохо, – считает Лилия Фахрутдинова. – А вот сегодня понимания того, что буллинг – это плохо, просто нет. Почему подростки выставляют в соцсетях мерзкие ролики об издевательствах над сверстниками? Они бы никогда этого не сделали, если бы не понимали, что такое не одобрят».
Вывод ученых однозначен: издевательства в школах – это системная характеристика современного общества. И если обстановка не изменится, впереди нас может ждать вырождение.
«В стране нет концепции того, какое общество мы строим, кого хотим воспитывать, – подчеркивает Лилия Фахрутдинова. – Нет образа, подобного советскому строителю коммунизма, когда целые институты работали над системой воспитания общества. Этот образ был прекрасным, как и образ самого общества – сплоченного, справедливого, устремленного в космос. Сейчас такого образа нет. В результате появляются “керченские стрелки”. Этот парень ведь был изгоем, все над ним издевались, смеялись. Это был педагогически запущенный ребенок, который формировался в педагогически запущенном коллективе, где было возможно издеваться, быть равнодушным к страданиям и проблемам одноклассника».

Комментариев нет:

Отправить комментарий