вторник, 12 января 2016 г.

Психологический портрет личности ребенка подросткового возраста

Много времени и сил родителей и учителей отнимают подростки. В этом нет ничего удивительного или необычного, потому что подростковый возраст считается самым сложным этапом в развитии ребенка. Это переход от детства к юности. В это время происходят серьезные изменения в организме и в психике ребенка, которые играют важную роль в формировании личности человека.
Основная цель родителя (педагога) – помочь подросткам определить свои жизненные планы, прояснить временную перспективу, способствовать в социализации. И для того чтобы предъявлять требования к подростку без риска, взрослым нужно знать физиологические и психологические особенности подростка, закономерности их развития, объективные трудности, с которыми сталкивается подросток в ходе взросления.
Подростковый возраст протекает очень бурно, самый затяжной и самый острый. Можно говорить о трех кризисах, которые сливаются воедино и переживаются подростками, а значит, о трех группах причин, которые делают возраст труднее.

Физиологические причины трудностей. В этот период происходит резкий скачок в физическом развитии. Часто подросток кажется неуклюжим. Кровоснабжение затруднено, подростки часто жалуются на головную боль, быструю утомляемость. Возрастает контроль над инстинктом, эмоциями. Процесс возбуждения преобладает над процессом торможения, характерна повышенная возбудимость. Быстрый рост и половое созревание организма делают психику подростка очень неустойчивой.

Психологические причины трудностей. Подростковый возраст- это период становления нравственности подростков, открытия его «я», приобретение новой социальной позиции, период потери детского образа жизни. Пора мучительно- тревожных сомнений в себе, в своих возможностях, поиски правды в себе и в других. Не всегда адекватно оценивают свои возможности, нет четкого различия между «хотеть» и «мочь». В поведении, в связи с этим наблюдаются подозрительность, озлобленность, раздражимость. Подросток живет в настоящем времени, но для него большое значение имеют его прошлое и будущее. Мир его понятий и представлений переполнен не оформленными до конца теориями о самом себе и о жизни, планами на свое будущее и будущее общества. У подростков очень сильно выражена потребность в самопознании и самоопределении. Он мучительно ищет ответы на вопросы о том: Кто я есть? Какой я в сравнении с другими людьми? Что я хочу? На что я способен?

Социально-психологические причины трудностей. Мир подростка насыщен идеальными настроениями, которые выводят его за пределы обыденной жизни, взаимоотношений с другими людьми. Объектом самых важных его размышлений становятся будущие возможности, которые связаны с ним лично: выбор профессии, стремление уметь взаимодействовать с социальными группами. У подростка появляется так называемое чувство взрослости: потребность быть, казаться и вести себя как взрослый, стать независимым от опеки и контроля, обрести взрослые права.

Основное противоречие подросткового возраста. Подросток хочет быть взрослым, чтобы окружающие считали его взрослым и относились к нему соответственно, однако у него самого отсутствует ощущение подлинной взрослости. Отсюда в поведении подростка наблюдаются две противоположные тенденции:

  • к независимости - дайте мне все взрослые права и позвольте жить своим умом;

  • к зависимости от взрослых – взрослые обязанности мне пока что не к чему, я не в состоянии их исполнять, и вообще я рассчитываю на то, что вы не позволите мне совершать никаких ошибок, вся ответственность за мое поведение лежит на вас.


Подростковый возраст – это время, когда происходит бурное развитие и перестройка организма. В отрочестве человек обретает не чувство взрослости, а чувство возрастной неполноценности. Под влиянием всей окружающей среды у подростка складываются нравственные идеалы и мировоззрения. Одним из важнейших моментов является формирование самосознания, самооценки, появление острого интереса к самому себе. Подросток хочет разобраться в себе и в тех отношениях, которые связывают его с окружающим миром. Это возраст, когда часто меняются интересы, это годы критики и самокритики, когда подростки особенно требовательны и к людям, и к учебе, и к себе.

Подростковый возраст – это период, когда подросток начинает ценить свои отношения со сверстниками. Общение с теми, кто обладает таким же жизненным опытом, как и у него, дает возможность смотреть на себя по-новому. Сама дружба становится одной из значимых ценностей. Именно через дружбу у подростка усваиваются черты взаимодействия людей: сотрудничество, взаимопомощь, взаимовыручка, риск ради другого.

Дружба дает возможность глубже познать другого и самого себя. В подростковом возрасте многие подростки начинают стремиться утвердить себя в качестве лидера. Лидерство – это способность человека оказывать влияние на людей, направлять их усилия на достижение значимых целей. Лидер формирует у себя ответственное отношение к себе, к другим людям, к природе. У подростков это остро выступает во взаимодействии «мы» и «я». «Мы» - это умение слиться со всеми в эмоциональных ситуациях и в ситуациях социального выбора, это способность обрести радость в конкретной общности. «Я» - это способность к обособлению от других, это умение остаться наедине с собой, это способность обрести радость от пребывания с самим собой. Подросток стремится познать и пережить обе стороны и обрести себя между ними.

В подростковом возрасте внимание, память, воображение и мышление уже приобрели самостоятельность – подросток настолько овладел этими функциями, что теперь в состоянии управлять ими сам, по своей воле.

Подросток может сам отрефлексировать какая из функций является для него наиболее значимой. Рассмотрим особенности развития каждой из них.

Внимание. Если у младшего школьника преобладает непроизвольное внимание, то подросток вполне может управлять своим вниманием. Подросток может хорошо концентрировать внимание в значимой для него деятельности: в спорте, где он может добиться высоких результатов; в трудовой деятельности, где он проявляет чудо в умении сосредоточиться и выполнить тонкую работу; в общении, где его наблюдательность может соревноваться с наблюдательностью взрослых. Внимание подростка становится хорошо управляемым, контролируемым процессом и увлекательной деятельностью.

Память. Подросток уже способен управлять своим произвольным запоминанием. Способность к запоминанию постоянно, но медленно возрастает до 13 лет. С 13 до 15 лет наблюдается более быстрый рост памяти. В подростковом возрасте память перестраивается, переходя от доминирования механического запоминания к смысловому. При этом смысловая память тоже перестраивается, она приобретает опосредованный, логический характер, обязательно включается мышление. Также с формой изменяется и содержание запоминаемого, становится более доступным запоминание абстрактного материала.

Воображение. В подростковом возрасте воображение может превратиться в самостоятельную внутреннюю деятельность. Подросток может проигрывать мыслительные задачи с математическими знаками, может строить свой воображаемый мир особых отношений с людьми, мир, в котором он проигрывает одни и те же чувства, до тех пор, пока не изживет свои внутренние проблемы. Мир воображения подростка – это особый мир. Подросток уже владеет действиями воображения, которые приносят ему удовлетворение. Воображение подростков может оказывать влияние на познавательную деятельность, эмоционально – волевую сферу и саму личность.

Мышление. Для подростка большое значение приобретает теоретическое мышление. Изучаемый в школе материал становится для подростка условием для построения и проверки своих гипотез, а в своей творческой деятельности подросток пытается создать что-то новое, невероятное.

В подростковом возрасте, с 11-12 лет, вырабатывается формальное мышление. Подросток уже может рассуждать, не связывая себя с конкретной ситуацией. Подросток начинает ориентироваться не на возможное, а на очевидное. Благодаря своей новой ориентации, он получает возможность вообразить все, что может случиться, и очевидные, и недоступные восприятию события.

Подростковый возраст – время интеллектуального формирования мировоззрения, нравственной сферы личности, убеждений и идеалов человека. Важнейшей особенностью личности в отрочестве является быстрое развитие самосознания, посредством рефлексии подростка на себя и других. Чем лучше образование и воспитание получил подросток в детстве, тем богаче его рефлексия. Удачные рефлексии вызывают чувство восхищения собой и повышают самооценку. В обыденной жизни подростку становится настолько страшно уронить себя в собственных глазах, что он начинает бояться общаться с другими.

Развивающееся самосознание именно в отрочестве делает человека особенно тревожным и неуверенным в себе. Подросток стремится осмыслить свои притязания на признание, оценить себя как будущего юношу или девушку, определить для себя своё прошлое, заглянуть в личное будущее, осмыслить свои права и обязанности. Самосознание подростка включает в себя все компоненты самосознания взрослой личности. В основе подросткового самосознания лежит ответственность за себя, за свои личностные качества, за своё мировоззрение и за способность самостоятельно отстаивать свои убеждения.

Особое значение в подростковом возрасте имеет внешность. Подросток придаёт своей внешности особое значение. Привлекательность, соответствие причёски и одежды, канонам референтной группы сверстников, соответствие манерам выразительных движений окружения – всё это имеет чрезвычайное значение.

В зависимости от времени, в котором живут разные поколения подростков, они проделывали разнообразные карнавализации со своей внешностью: то расклешивали свои брюки, то брились наголо и надевали специально разорванную одежду. При этом независимо от пола они украшали себя серьгами, браслетами, цепями и цепочками. Многие, более агрессивные действия по отношению к своему телу начинают осуществляться именно в подростковом возрасте. Подростка начинает волновать он сам в своём физическом и духовном воплощении. «Каким я могу предстать перед другими?» – актуальный вопрос для него. Физическое ощущение формирует сложную гамму переживаний подростков. Особое значение для подростка обретает его лицо. Старшие подростки смотрят на себя в зеркало значительно чаще и пристальнее, чем это делают младшие подростки. « Кто я?», «Какой я?» - постоянно задаваемые вопросы. Подросток внимательно рассматривает своё изменившееся лицо: волосы, брови, нос, глаза, губы, подбородок. Всё подвергается ревизии, которой сопутствуют тревога, неуверенность в себе и надежда на свою привлекательность.

Важно в отрочестве пройти правильный путь в отношении к своему имени. В кругу семьи и сверстников подросток слышит разное к себе обращение: это и ласкательные, детские имена и разные прозвища, но это и клички, которые беспощадно оценивают его индивидуальные свойства, или вовсе обесценивают его личность. Именно в этом возрасте подростку предстоит отстаивать свои притязания на признание, утверждение себя, своё собственное имя.

Ещё далеко не все отцы и матери в полной мере сознают свою родительскую ответственность и тем более проявляют её на деле. В беседах с родителями учащихся нередко приходится слышать такое: «Для нас главное – накормить и одеть ребёнка да проследить за выполнением школьных заданий». Несомненно, что наряду с другими причинами, подобное отношение родителей к детям играет определённую роль в росте среди школьников негативных явлений – таких, как потребительство, равнодушие, нигилизм, жестокость и другое.

Об актуальности дальнейшего повышения ответственности родителей за подготовку нового поколения говорят допускаемые ими ошибки в семейном воспитании. Причём об этих ошибках говорят сами отцы и матери, сознавая их, и, тем не менее, мирясь с ними. Преодолению ошибок препятствует именно недостаточное осознание родителями своей ответственности за подготовку подрастающего поколения.

Семья обязана формировать физически и психически, здоровую, нравственную, интеллектуально развитую личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной и семейной жизни. Составными компонентами содержания семейного воспитания являются известные направления – физическое, нравственное, интеллектуальное, эстетическое, трудовое воспитание.

Основными социально-психологическими особенностями являются: чувство взрослости, стремление к самостоятельности, независимости от взрослых; ориентация на группу сверстников; интерес к самому себе, к самопознанию; стремление к самоутверждению; эмоциональная нестабильность; формирование нравственных идеалов и мировоззрения; стремление не только больше знать, но и больше уметь; формирование самосознания и «Я-концепции».

В подростковом возрасте деятельность ребенка достигает значительного прогресса в общественно-производственной и личной сферах. Подростку присущ оптимизм: человек уже начал действовать в плане осуществления своих идеалов и жизненных целей, он трудится над утверждением своего человеческого предназначения. Бывают, конечно, и трудности, но они кажутся неопределенными. Минуты отчаяния, сомнения, неуверенности кратковременны и проходят в бурном потоке жизни, в процессе освоения все новых и новых возможностей.

Вместе с тем, именно в подростковом возрасте имеются серьезные проблемы с развитием самосознания. Игнорирование, определенной частью подростков, системы социальных ценностей и запретов – это не только проявление конфликта поколений, но следствие кризисных явлений в нашей стране, переходного состояния общественного сознания.

Аномия – так обозначены эти состояния. Под аномией понимаются различные виды нарушений ценностно-нормативный вакуум (своего рода «отсутствие» норм). Низкая степень воздействия социальных норм на индивидов, неэффективность их влияния в качестве средства социальной регуляции поведения неустойчивость и расплывчатость, а порой и противоречивость нормативных предписаний, противоречия между нормами, определяющими цели деятельности, и нормами, регулирующими средства достижения этих целей.

Аномия – порождает циничное и безответственное отношение подростку к закону, игнорирование требований общественной морали, приводят к росту преступности среди подростков, дезориентации в выборе жизненного пути, к снижению социального статуса семьи, к пренебрежению нравственными ценностями.

Термин аномии в последние годы все чаще употребляется психологами, в частности – для характеристики социальной ситуации развития подросткового поколения, поскольку явлений аномии, затрагивает в определенных (кризисных) условиях все слои общества, особенно сильно действует на молодежь. Анализ ситуации, определяемой этим терминам, позволяет глубже понять многие психологические проблемы, характерные для современных подростков.

Широким распространением термин обязан французскому философу, социологу и психологу Эмилю Дюркгейму. Он связывал аномию с различными формами социальной патологии. Это понятие он использовал в своих работах: «О разделении общественного труда» и «Самоубийство». Последняя работа, рассматривала аномию, как один из важнейших факторов, вызывающий суицидальные побуждения.

Аномия возникает вследствие противоречия между потребностями и интересами, с одной стороны, и возможностями их удовлетворения – с другой.

Аномия проявляется в виде следующих нарушений:

- частичное или полное отсутствие нормативного регулирования в кризисных, переходных, социальных ситуациях, когда прежняя система норм и у ценностей разрушена, а новая еще не утвердилась;

- низкая степень воздействия социальных норм и индивидов, их неэффективность в качестве средства социальной регуляции поведения;

- расплывчатость, неустойчивость и противоречивость ценностно-нормативных предписаний и ориентаций, в частности противоречия между нормами, определяющими цели деятельности, и нормами, регулирующими средства достижения этих целей.

Состояние аномии возникает как в случае резкого и очевидного ухудшения, так и в случае резкого наступления благоденствия. И в том и другом случае утрачивается привычный образ жизни, социальный порядок дезинтегрируется, его регулярные функции ослабевают. Нарушается общественное равновесие: одни люди быстро возвышаются, другие теряют своё положение в обществе – колеблются и дезинтегрируется сама общественная система.

Ограниченность возможностей для удовлетворения человеческих желаний и в то же время отсутствие эффективных норм, регулирующих и обуздывающих эти желания, делают множество людей несчастными и толкают их к проявлениям девиантного поведения, в том числе разрушительного, вплоть до самоубийства (не говоря уже про алкоголизм и наркоманию, представляющие собою фактически медленные формы самоубийства, по крайней мере, личностного). Многие ученые стремились разработать методы, которые позволили бы изучать, что же происходит с отдельными людьми, живущими в обществе с высокой степенью аномии.

Лео Сроул нарисовал портрет своего современника – жертвы аномии. Характерные для этого персонажа переживания, он сформулировал следующим образом:

- Я чувствую, что влиятельные фигуры в обществе равнодушны к моим запросам и нуждам;

- В обществе, где нет порядка и неизвестно, что случится завтра, мало чего можно добиться;

- Шанс достигнуть для меня жизненных целей, очень незначительный;

- Что бы я ни делал, получается, что жизнь проходит бесполезно, а мои усилия не приводят к успеху;

- Я все больше убеждаюсь в том, что не могу рассчитывать на дружескую поддержку со стороны моего непосредственного окружения.

Кроме подростковой аномии существует еще и семейная. Семейную аномию можно рассматривать, как нарушение общественного равновесия и дисциплины, обеспечиваемых семьей и семейной моралью. В современных условиях, в семье принципиально изменяются роли, которые супруги занимали ранее, трансформируются ценностные ориентиры, меняются соотношение поколений.

Преодоление аномии – серьезнейшая социальная проблема, которая не под силу решить одним психологам, одними психологическими средствами останется, правда, надежда, что аномия, порождая систематические отклонения от социальных норм, подготавливает и ускоряет позитивные перемены в обществе. Неутешительным для психологов является тот вполне очевидный факт, что для разных людей последствия аномии к ним более устойчивы, чем другие.

Таким образом, подростковый возраст считается самым сложным этапом в развитии ребенка, это время формирования личности подростка, это период развития самосознания и самоопределения.

Внимание, память, мышление в подростковом возрасте приобрели самостоятельность, и подросток может управлять ими сам по своей воле. Этот возраст традиционно называют опасным, переходным, трудным возрастом.

И можно выделить три группы причин делающих его таким: физиологические, психологические и социально–психологические. Физиологические, то есть, бурный рост и половое созревание организма; психологические, а именно, становление нравственности, приобретение новой социальной позиции; социально–психологические, то есть, усвоение социума, общих признаков устройства мира.

Комментариев нет:

Отправить комментарий