В октябре все обучающиеся 5, 8, 10 классов исследовали свой тип репрезентативной системы, то есть ведущий канал восприятия информации. Узнайте информацию у детей и посмотрите рекомендации.
- Задумывались ли вы о том, почему некоторые люди в свободное время любят слушать музыку, а другие предпочитают смотреть фильмы или читать книги? Почему одним нравится болтать по телефону, вторым переписываться в социальных сетях, а третьим выкладывать свои и рассматривать чужие фотографии?
- Все дело в том, что разные люди по-разному воспринимают информацию, поступающую к ним из окружающего мира.
- Есть три основных канала восприятия, через которые человек обычно общается: глаза, уши и тактильные ощущения. И у каждого человека чувствительность этих каналов разная.
- Через глаза мы воспринимаем зрительные образы – кино, фото, рисунки, то есть то, что можно увидеть. Людей, у которых преобладает восприятие через зрительные образы, называют визуалами.
- Через уши мы принимаем различную аудиальную информацию – речь, музыку, шумы, то есть то, что можно услышать. Людей, предпочитающих слуховое восприятие, называют аудиалами.
- С помощью тактильных ощущений мы можем почувствовать температуру, вкус, боль и др. Людей, воспринимающих информацию в первую очередь через ощущения, называют кинестетиками.
- В последнее время стали выделять еще четвертый тип людей – дигиталов или дискретов. Этот тип очень редок по сравнению с остальными тремя. Особенность людей-дигиталов заключается в том, что они воспринимают информацию с помощью логики, цифровых расчетов и осмысления.
-
Рассмотрим каждый тип людей
подробнее.
- Визуал.
- Человек с преобладающей визуальной системой, как правило, быстро разговаривает, активно жестикулирует, нетерпелив в разговоре. Когда он что-то объясняет, то старается показать некий образ, который возникает перед его глазами. Визуал быстро схватывает все новое, легко запоминает информацию.
- Признаки ведущей визуальной репрезентативной системы:
- 1. Подвижны и мобильны (энергичны).
- 2. Любят движение.
- 3. Состояние зависит от визуального окружения.
- 4. Обычно быстро говорят, нетерпеливы.
- 5. Не любят, когда их прерывают, так как тогда прерывается ход их мыслей-картинок.
- 6. Жестикулируют руками, особенно когда увлечены (так они указывают на мысленные воображаемые образы).
- 7. Вспоминают чувства в виде картинок.
- 8. Риторические вопросы чаще формулируют в форме: «Можете представить себе, что я пытаюсь сказать?», «Кто-нибудь видит смысл в этом?»
- 9. Не любят работать по телефону.
- 10. Любят графики, схемы, короткие выступления.
- Физиологические признаки: дыхание поверхностное и частое, когда ищут ответ на вопрос, останавливают дыхание.
- Способ построения и поддержания отношений с визуалом:
- 1. Делайте визуальные оценки – красивый, яркий, темный и т. д.
- 2. Активно слушайте, не прерывайте, повторяйте последнее предложение или несколько слов.
- 3. Задавайте вопросы, стимулирующие визуальную модальность.
-
Показывайте, вместо того чтобы
говорить.
Аудиал.
- Аудиалы говорят размеренно, мысли излагают последовательно, их речь внятная. При необходимости они без труда могут дословно повторить изложение собственных мыслей. Аудиалы стремятся быть последовательными и логичными. Легко усваивают языки, они хорошие рассказчики, их приятно слушать.
- Признаки ведущей аудиальной репрезентативной системы:
- 1. Склонны работать хорошо, если нет отвлекающих звуков.
- 2. Открыты обсудить дело со всех сторон.
- 3. Решения основаны на логике.
- 4. Непроизвольно двигают губами, когда думают или слушают.
- 5. Стараются доминировать в разговоре.
- 6. Шум — источник сильного дискомфорта.
- 7. Качество работы зависит от того, как хорошо она объяснена.
- 8. Любят воспринимать информацию с той же скоростью, с какой сами говорят.
- 9. Прекрасно говорят по телефону.
- 10. Быстро осваивают иностранный язык.
- 11. Физиологические признаки: дыхание ритмичное (метроном), диафрагмовое; вздыхают, когда принимают решения. Не так напряжены, как визуальные люди.
- Способ построения и поддержания отношений с аудиалом:
- 1. Говорите с ними, богато интонируя свой голос.
- 2. Больше рассказывайте, чем показывайте («Скажи мне», «Объясни мне»)
- 3. Позвольте ему выговориться
-
Точные словесные инструкции
будут стимулировать его работу.
Кинестетик.
- Кинестетики более чем другие способны к глубокому эмоциональному сопереживанию. Они обычно говорят медленно, низким приятным голосом. Их мышление интуитивно, а интуиция работает быстрее логики. Собственно сама логичность не имеет для них существенного значения, что позволяет им принимать неординарные решения. Кинестетики могут благотворно влиять на свое окружение и пользоваться большим уважением коллег.
- Признаки ведущей кинестетической репрезентативной системы:
- 1. Два типа кинестетиков:
- а) Внешние кинестетики — больше ориентируются на внешние чувства (мягкость кресла,
- температура в комнате), склонны все держать в руках, ко всему прикасаться, в том числе и к людям, когда общаются;
- б) Внутренние кинестетики — больше ориентированы на внутренние чувства, эмоции.
- 2. Могут вести себя как очень внимательные и терпеливые слушатели.
- 3. Ищут в разговоре глубокие эмоциональные пласты: что мотивирует, какие намерения, какие цели разговора?
- 4. Интуитивно воспринимают, в каком Вы состоянии.
- 5. Любят спорт и физическую активность и, как следствие, чаще бывают в лучшей физической форме, чем другие.
- 6. Ценят юмор (тонкий) и метафоры.
- 7. Физиологические признаки: дышат глубоко и очень медленно; говорят более низким голосом и медленнее визуальных н аудиальных людей.
- Способ построения и поддержания отношений с кинестетиком:
- 1. Говорите о чувствах.
- 2. Дайте почувствовать вашу заинтересованность в обсуждаемом вопросе.
-
Периодически задавайте вопросы
о том, нравиться ли ему, как обсуждаются
дела, хорошо ли он себя чувствует, не
хочет ли чего-нибудь.
Дигитал (дискрет, думающий).
- Дигитала бывает сложно распознать, так как в общении он склонен подражать своему собеседнику, перенимать манеру поведения. Единственное его отличие это стремление к логике во всем – в разговоре, в поведении, в принимаемых решениях. Основное значение для них имеют слова, произнесенные или написанные, их смысл и значение. Дигиталов очень мало, буквально один на 10000. Так что шанс встретить его невелик.
- Конечно, в чистом виде каждый из вышеперечисленных типов репрезентативной системы встречается крайне редко. Как правило, типы восприятия смешаны в той или иной степени. Однако практически у каждого человека можно выделить преобладающий или доминирующий тип восприятия. И от этого зависит его поведение, стиль общения, вкусы и предпочтения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий