Слово
«мотивация» произошло от латинского
глагола «movere», двигать. Можно сказать,
что мотивированным человеком действительно
как будто что-то движет, он настойчив и
сосредоточен на выполнении задачи, и
достигает интеллектуальных, спортивных
и творческих успехов.
В
последние годы в массовом
психолого-педагогическом сознании
происходит постепенное искажение самого
понятия «учебная мотивация». В портрете
идеального, «замотивированного» ученика
начинают все отчетливее проступать
мрачные черты долженствования: это
ребенок, понимающий смысл учебы для
себя, осознающий, зачем и почему он
должен учиться, умеющий сознательно
ставить учебные цели и т.д. Осознанная
учебная мотивация — это замечательно,
но не на всех этапах обучения возможная
и не для всех детей подходящая. Для
многих детей характерна не осознанная
учебная мотивация, а желание учиться,
установка на учебу, и это не менее ценно.
ТАК
ГДЕ ЖЕ ИСТОКИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ?
На
какие «кнопочки» можно нажимать, к каким
внутренним источникам активности
ребенка подключаться, для того чтобы
побуждать его к учебному труду? Ниже
представлен перечень таких источников,
не претендующий на безусловную полноту,
но тем не менее весьма объемный.
- Интерес к информации (познавательная потребность).
- Интерес к способу действия.
- Интерес к людям, организующим процесс или участвующим в нем.
- Потребность в самовыражении и (или) самопрезентации.
- Потребность в самопознании и (или) самовоспитании.
- Актуализация творческой позиции.
- Осознание значимости происходящего для себя и других.
- Потребность в социальном признании.
- Избегание наказания (физического или морального).
- Получение материальных выгод и преимуществ.
Внутренних
психологических источников учебной
мотивации существует очень много, и
если все их грамотно задействовать,
проблем может стать значительно меньше.
РЕКОМЕНДАЦИИ
1.
Поддерживать и формировать интерес к
информации
«Ужасно
интересно все то, что неизвестно» —
такова психологическая природа этого
источника учебной мотивации. Роль
взрослых – поощрять этот Интерес.
Большинство детей приходит в школу
«почемучками», с огромным желанием
узнать, понять, заглянуть туда, куда нет
пути прямому человеческому взгляду.
Конечно, в разные возрастные периоды
содержание познавательных интересов
различно. Младших школьников волнует
вопрос, как все вокруг устроено, младших
подростков — эта же тема, а еще то, что
все работает, собирается и разбирается.
Подростков постарше — как устроены они
сами, старшеклассников — как устроен
мир и то, что находится за пределами
человеческого понимания. И конечно, во
всех возрастах притягательны тайны,
загадки, интриги, которые взрослые
целенаправленно могут использовать в
своей работе.
2.
Поддерживать и стимулировать интерес
к способу действия
Нормальная
и очень ценная человеческая потребность
— понять, как что-то делается, и сделать
это еще лучше. Дойти до эффективного
способа решения задачи самому — это
удовольствие. Удовольствие исследователя,
первооткрывателя, творца.
3.
Использовать детский интерес к людям,
организующим процесс обучения
В
любом деле кого-то интересует сам
процесс, кого-то результат, а кого-то —
возможность общения, построения
отношений. Возможность общаться в ходе
учебного процесса для многих школьников
— огромный стимул. Естественно, что
общение в этом случае должно быть
встроено в учебный процесс, надо не
мешать ему, а, наоборот, продвигать,
обеспечивать. Другой аспект — это
общение с педагогом. Если учение построено
таким образом, что у ребенка есть
возможность выстраивать ценные для
него отношения с педагогом, для целой
группы учеников это может быть стимулом.
4.
Создавать условия для реализации
потребности в самовыражении и
самопрезентации
Если
человеку присуща такая черта, как
демонстративность, — ее не спрячешь и
в мешок не зашьешь. Она рвется наружу,
и это нормально. Но не только демонстративным
детям нужны учебные ситуации, позволяющие
презентировать себя, свои таланты и
возможности. Они нужны всем, а следовательно
— стимулируют к учебе.
5.
Помогать детям удовлетворить потребность
в самопознании и самовоспитании
Она
актуализируется у большинства учащихся
в подростковый период. Отсюда — огромный
интерес к психологическим тестам, урокам
психологии: там ведь идет разговор о
них самих. Между тем современные курсы
литературы, истории, биологии и многих
других школьных дисциплин могут быть
поданы таким образом, чтобы опираться
на эту потребность и тем самым повышать
интерес учеников к предмету. Ресурс для
актуализации потребности в самовоспитании
— это разнообразные ситуации преодоления,
которые необходимо создавать для
школьников в учебном процессе.
6.
Актуализировать творческую позицию
детей
С
этой целью необходимо использовать
ситуации, предполагающие проявление
нестандартности, творческости, создания
абсолютно нового продукта (пусть даже
чисто учебного по своей сути). Данный
способ повышения интереса к учебе один
из самых оптимальных.
7.
Создавать условия для осознания
значимости происходящего для себя и
для других
Взрослым
необходимо стимулировать ту самую
«осознанную» учебную мотивацию: «Я
учусь потому, что мне это надо». Осознанная
мотивация — удел старшеклассников. До
нее нужно дорасти. И очень хорошо, если
она подкрепляется еще каким-нибудь
эмоциональным интересом. Иначе учеба
становится продуктивным, но очень
энергозатратным процессом для ребенка:
постоянно нужно объяснять себе значимость
совершаемых усилий на рациональном
уровне.
8.
Создавать ситуацию успеха и социального
признания
Эту
естественную потребность для детей,
которые готовы хорошо и усердно учиться
для того, чтобы их любили, уважали
значимые взрослые.
9.
Использование мотивов избегание
наказания, получение материальных выгод
и преимуществ
Весьма
распространенный и часто действенный
способ стимуляции активности. Более
того, для многих школьников младшего и
среднего школьного возраста практически
незаменимый: если внутренние источники
познавательной активности слабы, желание
проявить себя и заявить о себе не развито,
без них трудно обойтись. Но нужно
понимать, что такого рода гедонистические
стимулы исчерпаемы и для своей подпитки
требуют постоянного увеличения
«габаритов» как наказания, так и
поощрения. Если они — единственный
источник активности, вряд ли мы можем
ожидать от ребенка хороших учебных
результатов.
Грамотно
сочетать все возможные способы побуждения
ребенка к учебной активности, вовремя
переходить от одного способа к другому,
подбирая к каждому отдельному человеку
его личную, индивидуальную «кнопочку»
— это хороший шанс поддержания учебной
мотивации.
Комментариев нет:
Отправить комментарий