В
настоящее время в России складываться модель инклюзивной
практики обучения, при которой дети с
особыми образовательными потребностями включаются в общеобразовательный
процесс, но не стихийно, а при создании в образовательной организации
специальной программы сопровождения. В социально-педагогическом сопровождении
нуждаются дети с выраженными интеллектуальными нарушениями, тяжелой
двигательной патологией, сложными нарушениями развития. В проекте закона
Российской Федерации о специальном образовании физические отклонения ребенка
определяются исходя из возможностей его обучения.
Для ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) детский коллектив является самым мощным ресурсом развития. Невозможно научить общаться со сверстниками, изолировав от них. От того, как станут относиться к ребенку другие дети, во многом будут зависеть его мотивация к учебе и душевное состояние. Совместное обучение детей с разным уровнем возможностей позитивно и эффективно по следующим причинам: ребята учатся взаимодействовать друг с другом и получают опыт взаимоотношений.
Помощь детям с ОВЗ требует и социально-педагогической поддержки их семей. Развитие ребенка-инвалида в значительной степени зависит от благополучия его семейной ситуации, от участия родителей в его физическом и нравственном развитии, правильности педагогических воздействий. Семья, воспитывающая ребенка с ОВЗ, переживает стресс, который может приводить к депрессии одного или обоих супругов, что неизбежно отражается на внутрисемейных отношениях. Частые конфликты, враждебно-равнодушная атмосфера, складывающаяся дома, - все это отрицательно сказывается на развитии ребенка. Социальные педагоги, классные руководители призваны решать сложные проблемы, связанные с социально-эмоциональным, физическим, интеллектуальным развитием этой категории людей, оказывать им всестороннюю помощь и поддержку, способствуя их успешной социализации. Педагогам во взаимодействии с детьми и их родителями важно создать атмосферу психологического комфорта, окружить их вниманием и заботой, обеспечить эмоционально значимое общение, организовать комплексную социально-педагогическую помощь, направленную на стимуляцию их личностного развития и социализации.
Программа сопровождения детей с ОВЗ необходима всем педагогам, так как в последние годы количество таких школьников увеличилось. Классные руководители не всегда изучают заболевания своих учеников, а ведь очень важно не пропустить такого ребенка. Это могут быть дети, больные сахарным диабетом, бронхиальной астмой, имеющие соматическую патологию, а именно заболевания органов пищеварения, дыхания, сердечно-сосудистой, эндокринной, мочеполовой систем и т. д.
В Гимназии №13 «Академ» г. Красноярска разработана программа состоящая из ряда приложений, удобных при работе с детьми с ОВЗ, и предполагающая различные формы работы с учениками и их родителями в рамках школьного пространства:
·
специально
организованные занятия;
·
нерегламентированные
виды деятельности детей;
·
организацию
свободного времени в течение дня;
·
родительский
всеобуч (консультации, индивидуальные и групповые беседы, тренинги,
родительские собрания).
Социальный
педагог помогает классному руководителю
оказывать поддержку родителям, взаимодействуя с различными организациями и учреждениями
города.
Перед нами стоят
ряд задач:
·
выявить
личностные особенности детей с ОВЗ (социально-эмоциональное развитие,
межличностные отношения, нарушения нравственного развития и др.);
·
изучить
теоретические и технологические основы процесса социально-психолого-педагогического
сопровождения детей с ОВЗ;
·
совершенствовать
коммуникативные формы поведения и навыки адекватного общения учащихся;
·
развивать
у родителей навыки самоанализа, преодоления психологических барьеров,
формирования позитивной самооценки;
·
обучать
родителей социально-психолого-педагогическим основам развития и воспитания
ребенка с ОВЗ.
Индивидуальное
сопровождение ребенка проводится в несколько этапов.
Шаг 1. Социальный педагог начинает диагностическую работу с изучения сопровождающих документов ребенка (направления, выписки, характеристики).
Заключается соглашение с родителями.
Шаг 1. Социальный педагог начинает диагностическую работу с изучения сопровождающих документов ребенка (направления, выписки, характеристики).
Заключается соглашение с родителями.
Шаг 2. Совместно с классным руководителем социальный педагог
организует целенаправленное наблюдение, проводит беседы с детьми и их
родителями, изучает возможности продуктивной деятельности. Проводится
анкетирование родителей . Первый период очень важен для получения сведений об
индивидуально-типологических особенностях детей и их эмоциональном состоянии.
Шаг 3. Углубленное обследование. В нем участвуют классные руководители, воспитатели ГПД, педагоги-психологи. Социальный педагог проводит собеседование со специалистами учреждений, в которых состоят на учете и получают какую-либо помощь учащиеся.
Шаг 3. Углубленное обследование. В нем участвуют классные руководители, воспитатели ГПД, педагоги-психологи. Социальный педагог проводит собеседование со специалистами учреждений, в которых состоят на учете и получают какую-либо помощь учащиеся.
Шаг 4. Результаты фиксируются в "Протоколе первичного обследования".
Шаг 5. Полученная информация обсуждается на медико-педагогическом консилиуме, заседаниях коррекционно-развивающей службы.
Шаг 6. Специалисты вырабатывают рекомендации по коррекционной работе и социально-педагогическому сопровождению ребенка.
Шаг 7. Социальный педагог фиксирует все сведения в "Дневнике сопровождения учащегося с ограниченными возможностями здоровья". Решения консилиумов представляют собой закрытую информацию, которая сообщается только родителям.
В Концепции модернизации российской системы образования определены важность и значимость системы дополнительного образования, способствующей творческому развитию детей с ОВЗ, их адаптации в жизни общества.
Дети с
ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к
себе повышенного внимания, заботы и понимания.
Социально-позитивная
деятельность обучающихся с ОВЗ в системе дополнительного образования
детей, в первую очередь, ориентирована на создание ситуации успеха для
воспитанника, имеющего ограниченные возможности здоровья (ОВЗ).
Проект
инклюзивного образования, активно развивающийся в наши дни, характеризуется
слишком стремительным «вхождением» ребенка, имеющего ограниченные возможности
здоровья, в мир более здоровых сверстников. И часто к такому взаимодействию обе
стороны оказываются в равной степени не готовы. И причина не в отсутствии
специальных условий или организации средового пространства образовательного
учреждения. Эту проблему удалось решить в нашей гимназии.
Комментариев нет:
Отправить комментарий