Готовность к школе – это желание учиться
В последние
годы дети всё меньше стремятся в школу.
Небольшой процент таких детей был
всегда. Но в последние годы он начал
неуклонно расти. Причем процент этот
выше там, где детей интенсивно готовят
к школе по специальным усложненным
программам. Обесценивание школы в глазах
детей ученые напрямую связывают с
преждевременным включением их в учебу.
Как бы мы
не готовили малыша к школе, реальная
школьная жизнь всегда будет иной, чем
думалось нам и представлялось ему.
Первые дни одинаково трудны для всех
детей. Нужно время для адаптации, и оно
наступает, но у одних детей быстро и без
последствий, а у других затягивается
надолго, становится мучительным
процессом.
Рискнем
сказать, что в самом начале школьной
жизни учеба - не главное. Вернее, она
никогда не станет главным делом для
ребенка, если он не готов к школьной
жизни совсем по другим показателям,
прямо не связанным с его конкретными
знаниями и умениями.
Зачем нужен кризис 7 лет
Хотя слово
«кризис» и вызывает неприятные ассоциации;
в психологии оно имеет вполне нейтральное
значение – переход, поворот, перелом в
развитии. В 7 лет ребенок становится
неузнаваемым: иначе рассуждает, иначе
себя ведет, обижается на то, на что раньше
не реагировал, активно включается в те
сферы взрослой жизни, к которым некогда
был равнодушен.
С ним уже
нельзя вести себя как прежде, а если
попытаться «власть употребить» или
проигнорировать его новые запросы, то
можно вызвать в ответ бурю «протестного
поведения». Суть произошедших перемен
– «чувство социальной компетенции»,
которое складывается у 7 –летнего
ребенка, и потребность в уважении со
стороны взрослого. Он как бы «исчерпывает»
игровой способ познания мира и проявлять
настойчивое стремление «знать и уметь
по-настоящему», быть наравне со взрослым,
самостоятельно распоряжаться собой,
своим временем, своими занятиями.
«Феномен
семилетки» описан давно. Он во все сует
свой нос, обо всем рассуждает с видом
знатока, исчерпывает острый интерес к
взрослым и порой напускает на себя
какой – то неестественный тон в их
присутствии, пытается всеми правдами
и неправдами привлечь к себе внимание.
Он сочиняет небылицы и может до слез
расстроиться, если «взрослость» не
оценят и отошлют к игрушкам. Именно
такие качества ученые считают основными
показателями личностной зрелости
старшего дошкольника. И именно они
помогают ему безболезненно войти в
школьную жизнь.
Из школьников в школьники
К семи годам
дошкольник, как правило, проявляет
интерес к трудным заданиям, охотно
занимается «секретами», любознательность
его неистощима. Он любит бросать вызов
взрослым и сверстникам в выполнении
каких – то дел, постоянно соревнуется
с ними в силе, ловкости, быстроте, любить
сравнивать себя с другими – по сути
непрерывно ищет подтверждений своим
«совершенствам», но одновременно
становится строже и критичнее к себе
самому. Если попробовать ему поддаться,
уступить его настойчивому желанию
выделиться, он обидится – ему нужна
истинная победа, а не уступка, как
маленькому.
Кроме того,
у старшего дошкольника резко активизируется
творческая активность. Она может
проявляться и в уже хорошо освоенном
рисовании, лепке, конструировании, а
может и в совершенно новых формах:
сочинении стихов, музыки, кройке и шитье
одежда для себя, а не куклы и т.д. При
этом дети 6 – 7 лит легко проникаются
заботами и проблемами не только своих
близких, но и чужих людей. Услышав призыв
сдать деньги в какой–нибудь фонд или
для лечения незнакомого человека, они
могут расстаться со своей копилкой или
вынудить вас сделать взнос.
Ребенок в
конце шестого года жизни абсолютно
социальное существо. Принятые в обществе
правила позволяют ему сознательно
и произвольно регулировать свое
поведение, особенно, когда его интересы
сталкиваются с интересами других
людей
Происходит
это не сразу. Первоначальные принципы,
по которым он строит свое, поведение,
вполне эгоистичны и мало учитывают
чужие интересы: «Я не хочу, а значит,
не буду это делать». «Я буду первый
играть этой игрушкой, потому что она
моя». Но к семи годам многие дети
(хотя далеко не все) в состоянии даже
подчиняться неписаным правилам
человеческого общежития: «Он
гость, поэтому я подожду, когда он
наиграется моей машинкой», «Я не могу
предать друга и сказать, что виноват
он, а не я. Пусть уж наказывают меня».
Усваивая
нормы поведения, дошкольник нуждается
и обществе, где он мог бы «проверить»
эти правила на практике. Перевод
их из области «знаемого» в область
«реально используемого»
возможен только и детским
коллективе: взрослый всегда остается
как бы «держателем» нормы, на которого
ребенок фактически не может
воздействовать, a it контактах со
сверстниками это возможно он и сам
подчиняется их требованиям, и вправе
потребовать подчинения от них.
Ключевая фаза
Она наступает,
когда оценивая себя и других, ребенок
начинает прибегать к категориям
«честно-нечестно», «справедливо –
несправедливо» и переживать несправедливость
по отношению к другому человек так же
остро, как к самому себе. А это достаточно
сложная линия развития.
Так,
переоценка или недооценка своих
способностей мешают точно и продуктивно
действовать, обостряют отношения с
окружающими, лишают уверенности в
себе или, напротив, делают избыточно
самоуверенным. Многим родителям
известно понятие завышенной и
заниженной самооценки, которая у
старших дошкольников может меняться
несколько раз в день от одного полюса
к другому. Хуже, когда тенденция
переоценки (или недооценки) устойчиво
проявляется во всех или во многих
жизненных обстоятельствах ребенка.
Заниженная
самооценка нередко дает о себе знать
болезненной застенчивостью,
неуверенностью в себе, готовностью
расплакаться при малейшем неодобрении
его действий, очень часто она сопряжена
с изолированностью ребенка от
сверстников, и это наиболее тревожный
случай. Дети с завышенной самооценкой,
хотя и производят не очень благоприятное
впечатление па окружающих (заносчивость
и избыточное самомнение также могут
лишить их компании сверстников и
расположения учителя), тем не менее
находятся в более выигрышном положении:
достаточно и небольшого опыта
школьной жизни, чтобы их самооценка
откорректировалась до реалистичной.
Поднять
заниженную самооценку сложнее. Для
начала задумайтесь, откуда она взялась.
Как правило, самооценка ребенка -
отражение тех оценок, которые он получает
от других. Совсем необязательно, что
неуверенный ребенок жертва вашей
строгости. Неуверенность может быть
вызвана и вашими неумеренными
похвалами даже там, где ребенка
следовало бы покритиковать. Он и сам
видит: что-то не так, а его хвалят вот
он и теряет ориентиры, а заодно и веру
в себя.
Но чаше
неуверенные в себе дети это те. кому
часто указывали, где и в чем они не правы,
и крайне редко говорили, в чем они
состоятельны и успешны.
Сокращенное детство
На первых
порах детей побуждают учиться социальные
мотивы: им нравится их новый школьный
статус, признание их взрослости,
подтверждаемое особым отношением к
ним родителей и младших ребятишек.
Лишь позже учеба выступит па первый
план и станет (хотя и не у всех) главным
мотивом посещения школы. Отвержение
дошкольных видов деятельности, стремление
в школу основной признак готовности
ребенка. Однако именно здесь в последние
годы и наблюдается неблагополучие.
Ближе к 7
годам у большинства детей завершается
кризис. Однако многие из них начинают
учиться с 6 лет, а готовятся к обучению
и того раньше. Безусловно, психическое
развитие ребенка не всегда совпадает
с его объективным возрастом: возможны
и опережения, и отставания. Кому-то легко
пойти в школу и с 6 лет, а кому-то и в 7
рановато. Главное - не давать волю своим
родительским амбициям, а честно
оценить реальные возможности ребенка
и принять решение в его пользу.
Искусственно
подталкивать его в развитии, натаскивать
к школе любой ценой неразумно.
Известный детский психолог Д.Б. Эльконин
считал, что знания, полученные в
системе дошкольного развития, не
переносятся автоматически в школьную
действительность: они все равно будут
заново встраиваться в совершенно
иную - учебную - деятельность, включаться
в иной школьный контекст развития: иначе
эти знания просто не смогут обеспечить
развитие ребенка, а так и останутся
«эффективным стартом» его школьной
жизни без дальнейшего полета. А вот
навредить, несвоевременная учеба может,
особенно если она не учитывает
способности ребенка ее принять.
Ранняя
систематическая учеба (в какой бы игровой
форме она ни проводилась) в лучшем
случае заканчивается тем, что в школе
ребенок заново учится тому, чему его
с колоссальной затратой сил и энергии
учили до школы, а в худшем у него
вырабатывается отвращение к школе.
Показывая
5-6-летнпм детям 8 картинок с изображением
человеческих возрастов, мы предлагаем
им выбрать самый счастливый. В последнее
время они все чаще выбирают
«социально-безответственные» возрасты
младенческий и старческий. Мотивируют
это так: «Им можно не учиться», «Они
могут играть, сколько захотят».
Комментариев нет:
Отправить комментарий