ПРОГРАММА
сопровождения развития личности в условиях
пред профильного обучения в гимназии
Цель: содействие социально – психологической адаптации подростков, помощь в личностном самоопределении учащихся, проектирование индивидуальных жизненных планов, поддержка и развитие одарённости.
Задачи:
- оказывать эффективную психологическую поддержку учащимся 8 - 9 классов в ситуации пред профильного самоопределения;
- показать подросткам перспективу в дальнейшем личностном развитии, в выборе жизненной траектории, выстраивании алгоритма действий;
- сопровождать развитие по индивидуальной личностно - ориентированной образовательной траектории.
Пояснительная записка:
Поддержка подростков в период самоопределения и выбора ИУПов в старшей профильной ступени гимназии является одним из приоритетных направлений СПС. Данная программа позволяет каждому учащемуся 8 — 9 класса узнать индивидуальные особенности личности, которой предстоит адаптация в новом образовательном маршруте: индивидуальный учебный план.
Практику адаптации и пути устранения психо – эмоционального дискомфорта СПС (социальная психологическая служба), педагогический коллектив гимназии осуществляют совместно с родителями учеников.
Подросток не всегда имеет психологическую поддержку и возможность реализовывать свои потенциальные возможности даже в семье. Знают ли учителя и родители об индивидуальных особенностях, склонностях подростков? Готовы ли поддержать искру любознательности, развить высокую познавательную активность и не навредить здоровью подростка? Сами талантливые старшеклассники умеют ли использовать свой ресурс с пользой и безопасностью для себя? Сложно ответить однозначно. Следовательно, работа с учащимися 8 — 9 классов в гимназии без тесного контакта с СПС, без хорошо налаженной связи»ученик – родители – учитель» невозможна и малоэффективна.
Следует отметить, что все учащиеся гимназии максимально охвачены ресурсом СПС с момента поступления в ОУ. В старшей школе это программы предпрофильного, профильного сопровождения, а также программа сопровождения одарённых учащихся.
Пред профильная подготовка учащихся - это комплексная психолого - педагогическая подготовка учащихся к осознанному и ответственному выбору профилирующего направления собственной деятельности в старшей школе и в дальнейшем образовательном маршруте. При организации и осуществлении пред профильной подготовки учащихся охватывается ряд сфер, характеризующих индивидуальные психологические ресурсы личности:
Психологическая сфера (психические и поведенческие проявления свойств нервной системы).
Мотивационная сфера (присущие личности склонности, интересы, связанные с выбором профессии).
Характерологическая сфера (черты характера, проявляющиеся в системе ведущих отношений личности к деятельности, другим людям, самому себе, предметному миру).
Эмоционально – волевая сфера (типичные для личности эмоциональные состояния, а также возможности волевой регуляции деятельности).
Интеллектуальная сфера (сформированность интеллектуальных способностей с учётом показателей интеллектуальной продуктивности и показателей своеобразия интеллектуальной деятельности).
Социально – психологическая сфера (коммуникативные качества личности, проявляющиеся в условиях взаимодействия с людьми, социально – профессиональная адаптированность).
Социальная психологическая служба гимназии осуществляет разносторонний подход к сопровождению развития каждой личности, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей. Методики, используемые для мониторинга, не повторяются, но часть из них нацелена на исследование идентичных параметров. Материалы подобраны с учётом всех психологических сфер, важных для изучения ресурсов личности на пути от самопознания до самоопределения с целью дальнейшего успешного саморазвития в профильной школе.
Учащиеся 8 — 9 классов изучают индивидуальные особенности развития личности, выстраивают траекторию жизненного сценария и анализировать особенности собственной образовательной деятельности в гимназии.
Исходя из того, что на занятия к психологу ходят только желающие, а большинство, в силу тех или иных причин возраста, остро нуждаясь в доверительном общении с взрослым, не охотно идут на контакт. Понимая, что каждый подросток сегодня - это будущий взрослый завтра и, именно, от его социально-психологической адаптированности зависит, будет ли он креативным когнитивом, актуальным, преуспевающим работником или неуспешным субъектом с багажом материальных и психологических проблем. Известно, что «корни» психологических проблем взрослого родом из детства.
Следовательно, представляется целесообразным введение специального краткосрочного курса (4 - 5 часов в 8 классе и 6 - 7 часов в 9 классе) по основам психологии развития личности, индивидуальных особенностях, способностях, обязательного для всех, через часы общения (1 — 2 раза в четверть).
Цикл занятий не должен нести чрезмерной теоретической нагрузки. Он, скорее, может рассматриваться как практикум по профессиональному самоопределению подростков на пороге старшей профильной школы. На занятиях могут быть упражнения с элементами тренинга, тестирование, опрос, эксперимент, либо игровая ситуация, рефлексия. На каждом занятии учащиеся получают конкретную информацию о своих особенностях, способностях.
Содержание занятий предполагает последовательное расширение и углубление представлений, как о себе, так и о процессе взаимодействия и самоопределения в обществе. Программа предполагает не только самопознание учащихся, но и знакомит их с основными способами самоуправления своими способностями, чувствами, ситуациями общения и конфликта.
Предлагаемый диагностический инструментарий носит приблизительный характер, по усмотрению педагога психолога он может быть скорректирован, изменён или сокращён.
Материалы для восьмиклассников:
Анкета интересов, с целью: предварительной активизации мотивов индивидуальных склонностей и способностей.
Методика «Мотивы выбора профессии», с целью: определения склонностей и интересов при профессиональном самоопределении.
Тест «Как развита ваша фантазия», с целью: оценить уровень творческого потенциала.
Тест «Насколько развита ваша воля», с целью: определения возможностей волевой регуляции в деятельности.
Тест межполушарной асимметрии, с целью выявления психических и поведенческих проявлений свойств нервной системы.
Методика Йовайши, с целью: выявления уровня склонностей к различным видам работ.
Дифференциальный диагностический опросник, с целью: выявления сферы профессиональных интересов через отношение личности к деятельности, другим людям, самому себе, предметному миру.
Методика «Интеллектуальная лабильность», с целью определения сформированности интеллектуальных способностей с учётом показателей интеллектуальной продуктивности и показателей своеобразия интеллектуальной деятельности.
Методика темпераментных характеристик по Айзенку, с целью: изучения черт характера, коммуникативных качеств личности.
Идеографический тест «Рисунок человека из геометрических форм», с целью: выявления индивидуальных особенностей психофизического и эмоционального состояния личности и типологических особенностей.
Материалы для девятиклассников:
Тест «Оценка творческого потенциала», цель: обозначить самостоятельно границы показателей качества творческого потенциала.
Тест «Преобладания способностей», цель: выявить акценты в одном или нескольких направлениях в развитии и преобладании способностей.
Тест «Организаторские способности», цель: оценить уровень организаторских способностей и навыков.
Анкета «Ориентация», цель: соотнести свои способности со своими желаниями в разных видах деятельности, то есть желаемое и действительное.
Методика «Матрица выбора профессии», цель: определить профессиональные предпочтения путём соотнесения объекта деятельности с видом деятельности.
Методика Голомштока «Карта интересов», цель: выделить научные области либо профессиональные отрасли и направления предпочитаемые и отвергаемые.
Тест Холланда «Определение типа личности», цель: соотнести предпочтения учащегося с тем или иным видом профессиональной среды.
Опросник Кейрси «Формула профессионального типа», цель: определение функционального типа на основе свойств темперамента.
Характерологический опросник Леонгарда «Что вы знаете о себе», цель: выявление акцентуаций характера личности, то есть присущих черт личности.
Тест Люшера «Выбор цвета», с целью: определение психофизического эмоционального состояния.
Учитель психологии, педагог психолог старшего уровня гимназии:
Елена Николаевна Мутли.
сопровождения развития личности в условиях
пред профильного обучения в гимназии
Цель: содействие социально – психологической адаптации подростков, помощь в личностном самоопределении учащихся, проектирование индивидуальных жизненных планов, поддержка и развитие одарённости.
Задачи:
- оказывать эффективную психологическую поддержку учащимся 8 - 9 классов в ситуации пред профильного самоопределения;
- показать подросткам перспективу в дальнейшем личностном развитии, в выборе жизненной траектории, выстраивании алгоритма действий;
- сопровождать развитие по индивидуальной личностно - ориентированной образовательной траектории.
Пояснительная записка:
Поддержка подростков в период самоопределения и выбора ИУПов в старшей профильной ступени гимназии является одним из приоритетных направлений СПС. Данная программа позволяет каждому учащемуся 8 — 9 класса узнать индивидуальные особенности личности, которой предстоит адаптация в новом образовательном маршруте: индивидуальный учебный план.
Практику адаптации и пути устранения психо – эмоционального дискомфорта СПС (социальная психологическая служба), педагогический коллектив гимназии осуществляют совместно с родителями учеников.
Подросток не всегда имеет психологическую поддержку и возможность реализовывать свои потенциальные возможности даже в семье. Знают ли учителя и родители об индивидуальных особенностях, склонностях подростков? Готовы ли поддержать искру любознательности, развить высокую познавательную активность и не навредить здоровью подростка? Сами талантливые старшеклассники умеют ли использовать свой ресурс с пользой и безопасностью для себя? Сложно ответить однозначно. Следовательно, работа с учащимися 8 — 9 классов в гимназии без тесного контакта с СПС, без хорошо налаженной связи»ученик – родители – учитель» невозможна и малоэффективна.
Следует отметить, что все учащиеся гимназии максимально охвачены ресурсом СПС с момента поступления в ОУ. В старшей школе это программы предпрофильного, профильного сопровождения, а также программа сопровождения одарённых учащихся.
Пред профильная подготовка учащихся - это комплексная психолого - педагогическая подготовка учащихся к осознанному и ответственному выбору профилирующего направления собственной деятельности в старшей школе и в дальнейшем образовательном маршруте. При организации и осуществлении пред профильной подготовки учащихся охватывается ряд сфер, характеризующих индивидуальные психологические ресурсы личности:
Психологическая сфера (психические и поведенческие проявления свойств нервной системы).
Мотивационная сфера (присущие личности склонности, интересы, связанные с выбором профессии).
Характерологическая сфера (черты характера, проявляющиеся в системе ведущих отношений личности к деятельности, другим людям, самому себе, предметному миру).
Эмоционально – волевая сфера (типичные для личности эмоциональные состояния, а также возможности волевой регуляции деятельности).
Интеллектуальная сфера (сформированность интеллектуальных способностей с учётом показателей интеллектуальной продуктивности и показателей своеобразия интеллектуальной деятельности).
Социально – психологическая сфера (коммуникативные качества личности, проявляющиеся в условиях взаимодействия с людьми, социально – профессиональная адаптированность).
Социальная психологическая служба гимназии осуществляет разносторонний подход к сопровождению развития каждой личности, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей. Методики, используемые для мониторинга, не повторяются, но часть из них нацелена на исследование идентичных параметров. Материалы подобраны с учётом всех психологических сфер, важных для изучения ресурсов личности на пути от самопознания до самоопределения с целью дальнейшего успешного саморазвития в профильной школе.
Учащиеся 8 — 9 классов изучают индивидуальные особенности развития личности, выстраивают траекторию жизненного сценария и анализировать особенности собственной образовательной деятельности в гимназии.
Исходя из того, что на занятия к психологу ходят только желающие, а большинство, в силу тех или иных причин возраста, остро нуждаясь в доверительном общении с взрослым, не охотно идут на контакт. Понимая, что каждый подросток сегодня - это будущий взрослый завтра и, именно, от его социально-психологической адаптированности зависит, будет ли он креативным когнитивом, актуальным, преуспевающим работником или неуспешным субъектом с багажом материальных и психологических проблем. Известно, что «корни» психологических проблем взрослого родом из детства.
Следовательно, представляется целесообразным введение специального краткосрочного курса (4 - 5 часов в 8 классе и 6 - 7 часов в 9 классе) по основам психологии развития личности, индивидуальных особенностях, способностях, обязательного для всех, через часы общения (1 — 2 раза в четверть).
Цикл занятий не должен нести чрезмерной теоретической нагрузки. Он, скорее, может рассматриваться как практикум по профессиональному самоопределению подростков на пороге старшей профильной школы. На занятиях могут быть упражнения с элементами тренинга, тестирование, опрос, эксперимент, либо игровая ситуация, рефлексия. На каждом занятии учащиеся получают конкретную информацию о своих особенностях, способностях.
Содержание занятий предполагает последовательное расширение и углубление представлений, как о себе, так и о процессе взаимодействия и самоопределения в обществе. Программа предполагает не только самопознание учащихся, но и знакомит их с основными способами самоуправления своими способностями, чувствами, ситуациями общения и конфликта.
Предлагаемый диагностический инструментарий носит приблизительный характер, по усмотрению педагога психолога он может быть скорректирован, изменён или сокращён.
Материалы для восьмиклассников:
Анкета интересов, с целью: предварительной активизации мотивов индивидуальных склонностей и способностей.
Методика «Мотивы выбора профессии», с целью: определения склонностей и интересов при профессиональном самоопределении.
Тест «Как развита ваша фантазия», с целью: оценить уровень творческого потенциала.
Тест «Насколько развита ваша воля», с целью: определения возможностей волевой регуляции в деятельности.
Тест межполушарной асимметрии, с целью выявления психических и поведенческих проявлений свойств нервной системы.
Методика Йовайши, с целью: выявления уровня склонностей к различным видам работ.
Дифференциальный диагностический опросник, с целью: выявления сферы профессиональных интересов через отношение личности к деятельности, другим людям, самому себе, предметному миру.
Методика «Интеллектуальная лабильность», с целью определения сформированности интеллектуальных способностей с учётом показателей интеллектуальной продуктивности и показателей своеобразия интеллектуальной деятельности.
Методика темпераментных характеристик по Айзенку, с целью: изучения черт характера, коммуникативных качеств личности.
Идеографический тест «Рисунок человека из геометрических форм», с целью: выявления индивидуальных особенностей психофизического и эмоционального состояния личности и типологических особенностей.
Материалы для девятиклассников:
Тест «Оценка творческого потенциала», цель: обозначить самостоятельно границы показателей качества творческого потенциала.
Тест «Преобладания способностей», цель: выявить акценты в одном или нескольких направлениях в развитии и преобладании способностей.
Тест «Организаторские способности», цель: оценить уровень организаторских способностей и навыков.
Анкета «Ориентация», цель: соотнести свои способности со своими желаниями в разных видах деятельности, то есть желаемое и действительное.
Методика «Матрица выбора профессии», цель: определить профессиональные предпочтения путём соотнесения объекта деятельности с видом деятельности.
Методика Голомштока «Карта интересов», цель: выделить научные области либо профессиональные отрасли и направления предпочитаемые и отвергаемые.
Тест Холланда «Определение типа личности», цель: соотнести предпочтения учащегося с тем или иным видом профессиональной среды.
Опросник Кейрси «Формула профессионального типа», цель: определение функционального типа на основе свойств темперамента.
Характерологический опросник Леонгарда «Что вы знаете о себе», цель: выявление акцентуаций характера личности, то есть присущих черт личности.
Тест Люшера «Выбор цвета», с целью: определение психофизического эмоционального состояния.
Учитель психологии, педагог психолог старшего уровня гимназии:
Елена Николаевна Мутли.
Комментариев нет:
Отправить комментарий