Очень
важно оказать помощь ребенку в организации
режима дня, так как сами дети зачастую пренебрегают простыми
правилами. Например, дети часто волнуются, так как им кажется, что объем материала
очень большой, они не успеют все выучить к экзаменам. Для того чтобы эта задача
стала для них более реальной, мы можем оказать им помощь в распределении
учебного материала по дням, в определении ежедневной нагрузки, в составлении
плана.
Составление плана помогает также
справиться с тревогой: ребенок понимает, что успеть выучить весь учебный
материал вполне реально, у него достаточно времени для этого. Часто дети не
могут сами этого сделать, и наша помощь будет как нельзя кстати.
Огромное
значение имеет режим дня. Важно, чтобы
ребенок имел возможность отдохнуть, сменить деятельность. Для нормального
самочувствия и хорошей работоспособности необходимо, чтобы ребенок высыпался.
Иногда дети, торопясь выучить как можно больше, пренебрегают сном, занимаются
по ночам, после чего быстрее устают, становятся раздражительными и
беспокойными. В состоянии утомления работоспособность снижается, и
продуктивность такой учебы, когда тянет в сон, очень невелика. Лучше
позаниматься на свежую голову, выспавшись, чем допоздна сидеть за
экзаменационными заданиями.
Особое
значение в этот период имеет наш собственный
эмоциональный настрой.
Безусловно, для нас самих период выпускных и вступительных экзаменов является
очень тревожным. Если ребенок видит, как мы переживаем, он как бы заражается
нашим напряжением и тревогой. Это особенно характерно для детей тревожных,
склонных переживать даже без особого повода. Зачастую тревоги и страхи детей
связаны с тем, что вступительные экзамены они воспринимают как нечто фатальное,
непоправимое. Они даже боятся себе представить, что случится, если вдруг они не
поступят, и это еще больше усугубляет напряжение, которое дети испытывают.
Именно поэтому во время экзаменов наша задача – создание эмоционально
спокойной, ненапряженной атмосферы.
Важно
создать для ребенка ситуацию успеха,
говорить ему о том, что мы в него верим. Однако при этом следует дать понять,
что ничего страшного не произойдет, даже если результат будет не совсем таким,
каким хотелось бы (особенно в том случае, если ребенок очень ответственный и
старается соответствовать ожиданиям взрослых). Экзамены – ситуация
действительно серьезная, но не запредельная. Ощущение огромной важности
экзамена не стимулирует ребенка, а, напротив, мешает подготовке. В этом случае
следует немного снизить значимость ситуации. Если ребенок понимает, что даже в
случае неуспеха мир не рухнет и жизнь продолжится, это поможет ему чувствовать
себя более уверенно.
Наконец,
очень важно понять, в какой помощи нуждается
именно ваш ребенок. Кому-то
из детей необходимо, чтобы выслушали выученные им билеты, кому-то нужно помочь
написать планы и конспекты. Узнать о том, что нужно ребенку, можно только
спросив его: «Как я могу тебе помочь?»
Комментариев нет:
Отправить комментарий