Причины трудностей ребенка часто бывают спрятаны в сфере его чувств. Тогда практическими действиями — показать, научить, направить — ему не поможешь. В таких случаях лучше всего... его послушать. Правда, иначе, чем мы привыкли. Психологи нашли и очень подробно описали способ «помогающего слушания», иначе его называют «активным слушанием».
Если
у ребенка эмоциональная проблема,
его надо активно выслушать.
Активно слушать
ребенка — значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом
обозначив его чувство.
Во‑первых, если вы хотите послушать ребенка, обязательно
повернитесь к нему лицом. Очень
важно также, чтобы его и ваши глаза
находились на одном уровне.
Избегайте общаться с
ребенком, находясь в другой комнате, повернувшись лицом к плите или к раковине
с посудой; смотря телевизор, читая газету; сидя, откинувшись на спинку кресла или
лежа на диване. Ваше положение по отношению к нему и ваша поза — первые и самые сильные сигналы о том, насколько
вы готовы его слушать и услышать. Будьте очень внимательны к этим сигналам,
которые хорошо «читает» ребенок любого возраста, даже не отдавая себе
сознательного отчета в том.
Во‑вторых,
если вы беседуете с расстроенным или огорченным ребенком, не следует задавать
ему вопросы. Желательно, чтобы ваши реплики звучали в утвердительной форме.
Например:
СЫН (с мрачным видом):
Не буду больше дружить с Петей!
РОДИТЕЛЬ: Ты на него
обиделся.
Возможные неправильные
реплики:
— А что случилось?
— Ты что, на него обиделся?
Почему первая фраза
родителя более удачна? Потому что она сразу показывает, что родитель настроился
на «эмоциональную волну» сына, что он слышит и принимает его огорчение; во
втором же случае ребенок может подумать, что родитель вовсе не с ним, а как
внешний участник интересуется только «фактами», выспрашивает о них. На самом
деле, это может быть совсем не так, и отец, задавая вопрос, может вполне
сочувствовать сыну, но дело в том, что фраза, оформленная как вопрос, не отражает сочувствия.
Казалось бы, разница
между утвердительным и вопросительным предложениями очень незначительна, иногда
это всего лишь тонкая интонация, а реакция на них бывает очень разная. Часто на
вопрос: «Что случилось?» огорченный ребенок отвечает: «Ничего!», а если вы
скажете: «Что‑то случилось...», то ребенку бывает легче начать рассказывать о
случившемся.
В‑третьих,
очень важно в беседе «держать паузу».
После каждой вашей реплики лучше всего помолчать. Помните, что это время
принадлежит ребенку; не забивайте его своими соображениями и замечаниями. Пауза
помогает ребенку разобраться в своем переживании и одновременно полнее
почувствовать, что вы рядом. Помолчать хорошо и после ответа ребенка —
может быть, он что‑то добавит. Узнать о том, что ребенок еще не готов услышать
вашу реплику, можно по его внешнему виду. Если его глаза смотрят не на вас, а в
сторону, «внутрь» или вдаль, то продолжайте молчать: в нем происходит сейчас
очень важная и нужная внутренняя работа.
В‑четвертых,
в вашем ответе также иногда полезно повторить, что, как вы поняли, случилось с
ребенком, а потом обозначить его чувство. Так, ответ отца в предыдущем
примере мог бы состоять из двух фраз.
СЫН (с мрачным видом):
Не буду больше дружить с Петей!
ОТЕЦ: Не хочешь с ним
больше дружить. (Повторение услышанного).
СЫН: Да, не хочу...
ОТЕЦ (после паузы): Ты
на него обиделся... (Обозначение чувства).
Иногда у родителей
возникает опасение, что ребенок воспримет повторение его слов как
передразнивание. Этого можно избежать, если использовать другие слова с тем же
смыслом. Практика показывает, что если вы даже и используете те же фразы, но
при этом точно угадываете переживание ребенка, он, как правило, не замечает
ничего необычного, и беседа успешно продолжается.
Конечно, может
случиться, что в ответе вы не совсем точно угадали случившееся событие или
чувство ребенка. Не смущайтесь, в следующей фразе он вас поправит. Будьте
внимательны к его поправке и покажите, что вы ее приняли.
Беседа по способу
активного слушания очень непривычна для нашей культуры, и ею овладеть непросто.
Однако этот способ быстро завоюет ваши симпатии, как только вы увидите
результаты, которые он дает. Их по
крайней мере три. Они также могут служить признаками того, что вам удается правильно слушать ребенка. Перечислим
их.
1. Исчезает, или, по крайней мере, сильно
ослабевает
отрицательное переживание ребенка. Здесь сказывается замечательная
закономерность: разделенная радость удваивается, разделенное горе уменьшается
вдвое.
2. Ребенок, убедившись,
что взрослый готов его слушать, начинает
рассказывать о себе все больше: тема повествования (жалобы) меняется,
развивается. Иногда в одной беседе неожиданно разматывается целый клубок
проблем и огорчений.
3. Ребенок сам
продвигается в решении своей проблемы.
Пример.
Лене 14 лет. Известно, что Лена связалась с плохой компанией. Мальчики и
девочки в этой компании курят, пьют, выманивают друг у друга деньги.
В
разговоре с Леной заходит речь о ее друзьях. Чувствуется, что ее настроение
портится.
— Лена,
я вижу, тебе не очень приятно говорить о твоих друзьях.
— Да,
не очень.
— Но
ведь у тебя есть настоящий друг.
— Конечно,
есть Галка. А остальные... даже не знаю.
— Ты
чувствуешь, что остальные могут тебя подвести.
— Да,
пожалуй...
— Ты
не знаешь, как к ним относиться.
— Да...
— А
они к тебе очень хорошо относятся. Лена бурно реагирует:
— Ну
нет, я бы не сказала! Если бы они ко мне хорошо относились, то не заставляли бы
занимать у соседей деньги на вино, а потом просить их у мамы, чтобы отдать.
— Да‑а...
Ты считаешь, что нормальные люди так не поступают.
— Конечно,
не поступают! Вон Галка не дружит с ними и учится хорошо. А мне даже уроки
некогда делать.
— Ты
стала хуже учиться.
— Учительница
даже домой звонила, жаловалась маме.
— Мама,
конечно, сильно расстроилась. Тебе ее жаль.
— Я
очень люблю маму и не хочу, чтобы она расстраивалась, но ничего не могу с собой
поделать. Характер какой‑то у меня стал ужасный. Чуть что — начинаю грубить.
— Ты
понимаешь, что грубить плохо, но что— то внутри тебя толкает сказать грубость,
обидеть человека...
— Я
не хочу никого обижать. Наоборот, мне все время кажется, что меня хотят
обидеть. Все время чему‑то учат...
— Тебе
кажется, что тебя обижают и учат...
— Ну
да. Потом я понимаю, что они хотят как лучше и в чем‑то правы.
— Ты
понимаешь, что они правы, но не хочешь это показывать.
— Да,
а то будут думать, что я их во всем и всегда буду слушаться.
— Ребята
из компании тоже не хотят слушаться своих родителей...
— Они
даже их обманывают.
— Даже
обманывают. Если обманывают родителей, то что им стоит обмануть друзей...
— Вот‑вот!
Я теперь поняла. Они же с деньгами меня обманули: отдавать и не собираются. В
общем, они мне надоели, и я им в глаза скажу, что они за люди. (подросток сам
сделал вывод и принял решение)
Комментариев нет:
Отправить комментарий