Переход к обучению в старшей школе связан с изменением для учащихся ряда
условий: резкое усложнение и увеличение объема школьной программы, новый
классный коллектив, новые учителя, усложненные требования, предъявляемые к
учащимся. Поэтому, чтобы избежать увеличения школьной тревожности в данный
период времени, родителям необходимо оказать детям посильную помощь:
1. Необходимо, чтобы родители увидели, насколько важна для их ребенка проблема
вхождения в новый коллектив, и оказали ему психологическую поддержку.
2. В этом возрасте крайне нежелательно вмешиваться во взаимоотношения ребенка со
сверстниками, приходить в школу или выяснять отношения с родителями других
учеников (исключение составляют только самые крайние случаи, когда у родителей
есть основания для серьезных опасений).
3. Родители, заметившие, что их ребенок стал более раздражительным по причине
неуспеваемости (или более мрачным и апатичным), чем раньше, должны помочь ему
справиться с трудностями в учебе. Для этого, прежде всего, надо выяснить, с какими
именно затруднениями он столкнулся, какие предметы сложнее всего даются. Затем
постараться объяснить, что требования к нему возросли и педагоги оценивают его по
новым критериям. Нужно вместе с ребенком проанализировать те замечания, которые
делают педагоги, и сформулировать новые параметры оценки успеваемости, уточнив,
каким условиям должны отвечать его письменные и устные работы, рефераты,
доклады. Возможно, для этого понадобится консультация учителя (желательно, чтобы
ее получил сам школьник, а не его родители). Нужно помочь ребенку выполнить
несколько заданий в соответствии с установленными правилами.
4. Нередко встречающаяся в десятом классе проблема — ярко выраженное желание
отдохнуть после напряженного девятого и перед выпускным одиннадцатым классом.
Когда взрослые видят, что ребенок окончательно погрузился в свою жизнь и не
занимается ни учебой, ни помощью по дому, они пытаются воздействовать на него
критикой и упреками, что зачастую оказывается бесполезным. Для того чтобы
старшеклассник не отдалялся от взрослых, нужно донести до него свои опасения в
обычной беседе, объяснить, что именно в поведении ребенка вызывает беспокойство.
5. В 10 классе школьники проводят все больше времени вне дома, поздно
возвращаются, реже, чем раньше, приглашают друзей к себе. Родители должны
объяснить ребенку, что они волнуются за него, но ни в коем случае не выдвигать
необоснованных требований: «всегда быть дома в 20 часов и точка». Любое
требование должно быть разумным и аргументированным.
6. В десятом классе школьник должен окончательно определиться, будет ли он
поступать в вуз после окончания школы. Надо помочь ему сформулировать
конкретные шаги, которые следует предпринять для поступления, и начать готовиться
к экзаменам. Именно в десятом классе такие занятия будут своевременными, ведь у
подростка сейчас есть последняя возможность поменять свое решение.
Комментариев нет:
Отправить комментарий