Трудности адаптации пятиклассников в школе
Переход ученика из начальной
школы в среднюю школу совпадает со своеобразным концом детства – стабильным
периодом развития в жизни ребёнка. В пятом классе ребёнка ждет новая система
обучения: классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые
дисциплины в разных кабинетах.
Одни пятиклассники гордятся
тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие
переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой
период дети нередко меняются – тревожатся без явных на то причин, становятся
робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Как результат – у ребят
снижается работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными,
иногда у детей ухудшаются сон и аппетит.
Успешность адаптации младшего
подростка зависит не только от его интеллектуальной готовности, но и от того,
насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и
педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях.
Возрастные особенности младшего подростка
·
потребность
в достойном положении в коллективе сверстников, в семье;
·
повышенная
утомляемость;
·
стремление
обзавестись верным другом;
·
стремление
избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе;
·
повышенный
интерес к вопросу о «соотношении сил» в классе;
·
стремление
отмежеваться от всего подчеркнуто детского;
·
отсутствие
авторитета возраста;
·
отвращение
к необоснованным запретам;
·
восприимчивость
к промахам учителей;
·
переоценка
своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем;
·
отсутствие
адаптации к неудачам;
·
отсутствие
адаптации к положению «худшего»;
·
ярко
выраженная эмоциональность;
·
требовательность
к соответствию слова делу;
·
повышенный
интерес к спорту.
Признаки успешной адаптации
·
удовлетворенность
ребёнка процессом обучения;
·
ребёнок
легко справляется с программой;
·
степень
самостоятельности ребёнка при выполнении им учебных заданий, готовность
прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;
·
удовлетворенность
межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.
Признаки возникшей дезадаптации школьника
·
Нежелание
делиться впечатлениями о проведённом дне.
·
Стремление
при разговоре отвлечь родителей от школьных событий, переключить внимание на
другие темы.
·
Усталый,
утомлённый вид ребёнка.
·
Нежелание
выполнять домашние задания.
·
Негативные
характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
·
Жалобы на
те или иные события, связанные со школой.
·
Беспокойный
ночной сон.
·
Трудности
утреннего пробуждения, вялость.
·
Постоянные
жалобы на плохое самочувствие.
Чем можно помочь?
Первое условие школьного
успеха пятиклассника — безусловное принятие ребёнка, несмотря на те неудачи, с
которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
Создавайте условия для
развития самостоятельности в поведении ребёнка. У пятиклассника непременно
должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет
ответственность.
Несмотря на кажущуюся
взрослость, пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны
родителей, поскольку не всегда может сам сориентироваться в новых требованиях
школьной жизни.
Для пятиклассника учитель –
уже не такой непререкаемый авторитет, как раньше, в адрес учителей могут звучать
критические замечания. Важно обсудить с ребёнком причины его недовольства,
поддерживая при этом авторитет учителя.
Пятикласснику уже не так
интересна учёба сама по себе, многим в школе интересно бывать потому, что там
много друзей. Важно, чтобы у ребёнка была возможность обсудить свои школьные
дела, учёбу и отношения с друзьями в семье, с родителями.
Помогите ребёнку выучить имена
новых учителей.
Если вас, что-то беспокоит в
поведении ребёнка, постарайтесь, как можно скорее встретиться и обсудить это с
классным руководителем или психологом.
Основными помощниками
родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание.
Постарайтесь создать благоприятный климат в семье для ребёнка.
Рекомендации родителям пятиклассников
Воодушевите ребёнка на рассказ
о своих школьных делах.
Не ограничивайте свой интерес
обычным вопросом типа: «Как прошёл твой день в школе?». Каждую неделю выбирайте
время, свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте с ребёнком о школе.
Запоминайте отдельные имена, события и детали, о которых ребёнок вам сообщает,
используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы о школе.
Регулярно беседуйте с
учителями вашего ребёнка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с
другими детьми.
Без колебаний побеседуйте с
учителем, если вы чувствуете, что не знаете о школьной жизни вашего ребёнка или
его проблемах, связанных со школой, или о взаимосвязи его школьных и домашних
проблем. Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с
учителем вашего ребёнка не реже, чем раз в два месяца.
Не связывайте оценки за
успеваемость ребёнка со своей системой наказаний и поощрений.
Ваш ребёнок должен оценивать
свою хорошую успеваемость как награду, а неуспеваемость – как наказание. Если у
ребёнка учёба идёт хорошо, проявляйте чаще свою радость. Выражайте
озабоченность, если у ребёнка не все хорошо в школе. Постарайтесь насколько
возможно, не устанавливать наказаний и поощрений они могут привести к
эмоциональным проблемам.
Помогайте ребёнку выполнять
домашние задания, но не делайте их сами.
Продемонстрируйте интерес к
этим заданиям. Если ребёнок обращается к вам с вопросами, связанными с
домашними заданиями, помогите ему найти ответы самостоятельно, а не
подсказывайте их.
Помогите ребёнку почувствовать
интерес к тому, что преподают в школе.
Выясните, что вообще
интересует вашего ребёнка, а затем установите связь между его интересами и
предметами, изучаемыми в школе. Например, любовь ребёнка к фильмам можно
превратить в стремление читать книги, подарив книгу, по которой поставлен
фильм. Ищите любые возможности, чтобы ребёнок мог применить свои знания,
полученные в школе, в домашней деятельности. Например, поручите ему рассчитать
необходимое количество продуктов для приготовления пищи или необходимое
количество краски, чтобы покрасить определенную поверхность.
Особенные усилия прилагайте
для того, чтобы поддержать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в
жизни ребёнка происходят изменения.
Старайтесь избежать больших
изменений или нарушений в домашней атмосфере. Спокойствие домашней жизни
поможет ребёнку более эффективно решать проблемы в школе.
В этот период родители должны
быть особенно внимательны к своим детям.
Адаптация
Первое условие школьного
успеха пятиклассника – безусловное принятие ребёнка, несмотря на те неудачи, с
которыми он уже столкнулся или может столкнуться. Родители должны обязательно
проявлять интерес к школе, классу, в котором учится ребёнок, к каждому прожитому
им школьному дню. Обязательно знакомьтесь с одноклассниками вашего ребёнка и
общайтесь с ними после школы. Недопустимы физические меры воздействия,
запугивание, критика в адрес ребёнка, особенно в присутствии других людей.
Учитывайте темперамент ребёнка в период адаптации к школьному обучению.
Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро
теряют к нему интерес, если взрослые и сверстники относятся к ним насмешливо и
даже жестоко, проявляют насилие. Предоставляйте ребёнку самостоятельность в
учебной работе и организуйте обоснованный контроль за его учебной
деятельностью. Развивайте самоконтроль, самооценку и самодостаточность ребёнка.
СЛОВА, КОТОРЫЕ ПОДДЕРЖИВАЮТ И КОТОРЫЕ РАЗРУШАЮТ ЕГО ВЕРУ В СЕБЯ
Слова поддержки
·
Зная
тебя, я уверен, что вы все сделали, хорошо.
·
Ты
делаешь это очень хорошо.
·
У тебя
есть некоторые соображения по этому поводу?
·
Готов ли
ты начать?
·
Это
серьезный вызов. Но я уверен. Что ты готов к нему.
Слова разочарования:
·
Зная тебя
и твои способности. Я думаю. Ты смог бы сделать это гораздо лучше.
·
Эта идея
никогда не сможет быть реализована.
·
Это для
тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю.
Поддерживать можно
посредством:
·
отдельных
слов (красиво, прекрасно, здорово).
·
высказываний
(«Я горжусь тобой», «Спасибо», «Все идет хорошо» и т.д.).
·
прикосновений
(дотронуться до руки, обнять его и т.д.).
·
совместных
действий (сидеть, стоять рядом и т.д.).
·
выражение
лица (улыбка, кивок, смех)
Casino | JTHub
ОтветитьУдалитьExplore our 동해 출장마사지 casino 구미 출장안마 slot machines, video poker machines, specialty games, & more at JTG's luxurious 경상북도 출장안마 Hotel & 서귀포 출장안마 Casino near 군산 출장샵 you! Sign up for a free trial today.