«Что же такое счастье?
Одни говорят:- Это страсти:
Карты, вино, увлеченья -
Все острые ощущенья.
Другие верят, что счастье -
В окладе большом и власти,
В глазах секретарш плененных
И трепете подчиненных.
Третьи считают, что счастье -
Это большое участие:
Забота, тепло, внимание
И общность переживания….»
Не математическое определение, даже не философское, но Эдуард Асадов сказал вполне достаточно, чтобы сделать вывод: счастье для каждого человека разное. Если прибавить к этому, что счастье еще непродолжительно по времени, и оно, скорее всего, только «мгновения жизни», то все становится очень грустно. Как мы можем решать, что для другого человека, даже самого близкого – счастье? Каким навыкам мы можем научить ребенка, чтобы он стал счастливым?
Множество книг века двадцатого, написанные на тему «Как воспитать ребенка», оказались просто вредными, и даже послужили причиной неврозов у выросших «по рекомендациям доктора С.» детей. Некоторые глянцевые журналы сегодня продолжают эту традицию, предлагая варианты от «безусловной» любви, которую превращают во вседозволенность, до полного принятия, которую превращают в отказ от слова «нет». Не стоит забывать, что существуют разные структуры семьи, разное взаимодействие в семье, в конце концов, все люди разные – стоит ли давать какие-то рекомендации по воспитанию? Тем более, что в одной семье стоит выбор между Гарвардом и Кембриджем, в другой – варианты скромнее, на уровне «какой колледж подойдет лучше».
Так что, я делюсь исключительно собственным пониманием и прошу, если мой метод кого-то заинтересует, относится к процессу творчески, перерабатывая правила «под себя».
Мои правила воспитания:
Я хочу, чтобы мой ребенок принимал себя таким, какой он есть, зная свои особенности, недостатки и достоинства. Небольшого роста? – зато юркий, шустрый. Явный холерик? Зато не будет скучать. «Да, сын, лоб у тебя папин, губы – как у мамы, а походка дедушкина. И это – часть из твоих уникальных отличий. Но при этом у тебя есть руки, ноги, голова и это все есть у всех людей». Взрывной темперамент? Да, есть, и это нужно как-то использовать во благо, не на разрушительные импульсы, а в то, что будет полезным.
Я хочу, чтобы он умел договариваться, умел социализироваться, если угодно. «Понравилась игрушка, которой играет Ваня? Предложи ему свою в обмен на его. Не хочет? Поищи варианты «обмена». Возможно, он согласится, возможно, среди этих игрушек найдешь что-то интересное для своей игры». Это, к тому же, развивает внимание и к своим, и к чужим желаниям. При этом у ребенка появляются способность общаться, учитывая и свои, и чужие интересы.
Я учу ребенка прислушиваться к своим желаниям. «Какая футболка тебе нравится больше? Что ты хочешь на ужин, кашу, котлетку или салат из морковки?» Да, есть ограничения по выбору, но выбор – это его право. И его ответственность.
Я учу ребенка уважать себя и других, в пределах возможностей возраста. «Не позволяй никому заставлять тебя делать то, что ты делать не хочешь, если это не касается безопасности и вреда для других. Не заставляй других делать то, что они не хотят».
И, самое главное, я стараюсь научить ребенка радоваться не результату, а действию, процессу. «Вы с папой возводите башню? Как вы её замечательно строите! Ты учишься писать цифры? Как замечательно – учиться!» Конечно, должно быть удовлетворение от сделанного, но, гораздо важнее удовольствие от того, что ты делаешь.
У мудрых китайцев есть понятие «дао». Это – путь, но, в то же время, множество разнообразных дорог. Это одновременно и цель, и средство существования. Оставляя глубину философской мысли для тех, кто стремится достичь просветления, отметим важность дороги и выбора.
Если у человека будет выбор, каким путем он может идти, если будет само желание двигаться, общаться, развиваться, иметь свое мнение и принимать, что у других оно может быть иное, то в его жизни обязательно будут моменты счастья.
Лариса Тишанская
Комментариев нет:
Отправить комментарий